Стр. 34-85

Подготовьте доклад, сообщение, рассмотрев проблемы, решаемые в рамках следующих сложившихся культурологических школ и концепций:

- Археолого-этнографическая школа изучает культуру с позиции развития народов, их расселения, взаимовлияния (Ф. Боас, А. Кардинер, М. Мид, Л. Гумилев). Анализ культуры основывается на исследовании материальных памятников, этнографического материала, этнопсихологических особенностей.

- Формационно-трудовая школа рассматривает культуру на основе изучения общества по типам общественно-экономических формаций, способу производства и распределения материальных благ. Определяет культуру как вторичное образование, «надстройку», размещающуюся в обществе «над» своим общественно-экономическим базисом. В основе этой школы лежит марксистский подход к изучению истории. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.Плеханов, В. Зомбарт и др.

- Культурно-антропологическая школа (Т. Адорно, А. Гелен, М. Вебер) исходит из понимания культуры как способа адаптации человека к природным условиям, восполнение с ее помощью отсутствующих у человека биологических механизмов приспособления к окружающему миру.

- Стадиально-эволюционная школа рассматривает культуру разных народов как поэтапное, механически развивающееся движение от низших ступеней развития к высшим. Множество направлений внутри этой школы объединяет историко-этнографический подход к изучению культуры без какого-либо идеологического обоснования. Наиболее известными представителями ее являются Э. Тейлор, Г. Спенсер, Д. Фрезер, Б. Малиновский.

- Семиотико-структуралисткая школа изучает культуру с позиций знаковых систем (язык, письменность, музыка, искусство и т.д.) как наиболее устойчивых и выразительных образований в человеческом обществе, создающих возможность прослеживать все процессы формирования и развития культуры в различных ее типах и видах проявления. Наиболее известными теоретиками этой школы являются К.Леви-Стросс, В. фон Гумбольд.

Во второй половине XX века появилась школа «диалога культур». Ее сторонники (М. Бахтин, В.С. Библей) исходят из признания главных закономерностей и механизмов развития современной культуры - взаимовлияния и взаимообогащения.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Концепция культуры Ф. Ницше. Противопоставление дионисийского и аполлонийского начал в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: