VI в. н. э.: выделение восточнославянской ветви из единой славянской
общности;
IX – X вв.: сформировалась древнерусская народность;
XIII – XIV вв.: образуются русский, украинский и белорусский народы.
Социодинамику древнерусской культуры определили:
- природные условия;
- постоянная внешняя угроза, отражение набегов азиатских кочевников;
- религия, принятие восточного, византийского православного христианства;
- характер российской государственности;
- борьба и освобождение от монгольских завоевателей;
- расширение территории государства и его власти на Восток.
Древнерусская культура не является чисто славянской, так как древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения:
ü трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового;
ü трех типов образа жизни – оседлого, кочевого, бродячего;
ü смешения нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно – угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северо – кавказского;
ü пересечения влияния нескольких религиозных потоков.
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия, которая отражала мировоззрение наших предков и не отличалась значительно от аналогичного развития религии других народов. Человек жил в мифологической картине мира.
Можно выделить несколько этапов языческой культуры и формирования пантеона славянских богов.
На первом этапе обожествлялась природа, населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не навредили человеку, помогали ему в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери – Земле, довольно развиты были водяные культы. Считая воду стихией, из которой образовался мир, они населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники, почитались леса и рощи, которые считались жилищами богов. Почитались бог Солнца – Даждьбог, бог Ветра – Стрибог. Так, автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».
На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир, смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.
На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога – громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным П еруном (впоследствии княжеским богом), а купцы – Велесом – богом скота (впоследствии богом богатства и торговли).
Таким образом, для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного.