Семинар №3 Тема 8 «Культура Древней Руси»

Цель:

1. Усвоить сущность и содержание основных понятий темы: зодчество архитектура, крестово-купольный стиль; шатровый стиль, фреска.

2. Развивать умение применять понятия и категории культурологии к анализу процессов культуры Древней Руси.

3. Воспитывать умение и желание слушать оппонента, вести дискуссию; приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Учебная программа по теме

Периодизация русской культуры, ее исторические истоки и особенности. Этногенез российской культуры.

Культурогенез древних славян. Дохристианский этап развития. Культ природы и календарная обрядность. Религия. Искусство: прикладное искусство, зодчество, музыка.

Культура Киевской Руси и принятие христианства. Византийское наследие. Письменность, образование, литературные памятники, фольклор. Появление научных знаний. Церковная и светская архитектура. Живопись: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство. Ремесла.

Влияние монголо-татарского ига на развитие русской культуры. Роль церкви в сохранении культурных ценностей. Монастыри.

Культура Московского государства (XIV – XVII вв.). Становление русского национального характера. Понятие «культурная самоидентичность». Византийско-имперские амбиции в идеологии и мессианское сознание.

Историческая литература: былины и исторические повести, летописи, хронография. Книгопечатание. Наука. Искусство: зодчество, живопись. Древнерусские художественные школы (владимиро-суздальская, новгородская, московская).

Вопросы для обсуждения

1. Исторические истоки древнерусской культуры. Дохристианская культура славян.

2. Культура Киевской Руси, принятие православия.

3. Древнерусские ремесла, письменность, летописание, литература, книжное дело.

4. Архитектура Древней Руси.

5. Русская храмовая живопись: иконы, фрески, мозаика.

6. Культура Московского государства: зодчество, литература, книгопечатание.

Материал для подготовки к занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: