Неофрейдисты считают концепцию бессознательных психических процессов
величайшим достижением Фрейда. Томпсон, например, старается показать,
-55-
что отбрасывание понятий либидо и инстинктов никоим образом не препятствует
допущению различных уровней осознания как ключевого теоретического построения.
Основная критика сосредоточивается на рассмотрении Фрейдом бессознательного в
качестве места размещения инстинктов и их психических заменителей; его последующее
представление об ид еще уязвимее в этом отношении. Хотя Фрейд заявляет, что ид просто
речевая конструкция и не может размещаться в какой-либо части тела, Томпсон, читающая
между строк, чувствует актуальность для Фрейда идеи локализации.
Критика более частного характера относится к мнению Фрейда о совместном нахождении в
бессознательном вытесненного опыта и сил ид, которые как-то соединяются в целях
получения сознательного выражения. Согласно Фрейду, вытесненный материал, например,
может занимать энергию у ид, чтобы получить выход. Томпсон считает это утверждение
очень спекулятивным и не поддающимся достоверному изучению.
ПЕРВИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ