1. Термин “инстинкт”. Следует отметить, что термин “инстинкт” считается плохим
переводом фрейдовского “Trieb”. Инстинкт означает нечто врожденное, ригидное,
неизменное, тогда как “Trieb” на самом деле относится к чему-то изменяющемуся,
подверженному исходящим из окружения силам. Возможно, термины “влечение” или
“мотив” в качестве используемых в настоящее время в психологии представляют более
удачный выбор.
· 61-
2. “Влечение к могуществу” по Салливану. Неофрейдисты отвергают понятие
“инстинкт” и теорию “либидо” как препятствия к научному исследованию. Можно
удивляться, почему “влечение к могуществу” не подвергается подобной критике.
“Биологическое влечение к могуществу” довольно трудно продемонстрировать. Логика
Салливана состоит в смягчении понятия и представлении его в качестве способности, а не
полноценного влечения. Такая попытка не кажется продуктивной.
3. Неприятие Томпсон инстинкта смерти. В то время как мы можем чистосердечно
согласиться с неприятием Томпсон представления об инстинкте смерти, три ее аргумента
|
|
различаются степенью убедительности. Первый - трудности в межличностных отношениях
в качестве предпочтительного объяснения агрессивности - вполне обоснован; второй -
простодушная деструктивность - представляется сомнительным; и третий - ребенку не
свойственны деструктивные устремления - слишком гипотетичен, чтобы его можно было
вообразить, так как “совершенно доброжелательное окружение” является в наше время
весьма маловероятным.
4. Доводы Фрейда в обосновании бессознательного. Существование некоторого рода
бессознательных процессов достаточно общепринято, чтобы вдаваться в дальнейшую
дискуссию. Однако мы можем проанализировать относительные достоинства семи пунктов
доказательств, представленных Фрейдом. Первые три доказательства, касающиеся
постгипнотического внушения, латентного значения сновидений, речевых оговорок и т.п.,
получили достаточное подтверждение в клинических и экспериментальных работах.
Следующие два: о роли осознания при решении проблем и небольшой объем осознаваемого
содержания в любой данный момент - допустимые заявления. Однако они не прямо
соответствуют психоаналитическому постулату, что бессознательный материал постоянно
стремится пробиться в сознание; вместо этого указанные утверждения просто
поддерживают некоторое представление о сознательной и бессознательной перцепциях.
Пункт седьмой о бессознательном значении симптомов тоже подтвержден клиническими
данными. Последнее доказательство имеет некоторое основание, хотя, в конечном счете,
|
|
оно спорно. Может ли успешность психоаналитической терапии (предполагается, что Фрейд
подразумевает именно это) быть интерпретирована как доказательство правильности
психоаналитической теории? Автор отстаивает отрицательный ответ, по крайней мере, по
двум причинам: прежде всего, мы пока не располагаем доказательством большей
успешности психоаналитического лечения по сравнению с другими методами; второе - не
существует способа определения, даже в явно успешном случае, в какой мере теоретическая
ориентация способствовала сложным межличностным отношениям, приведшим больного к
улучшению.
5. Вневременной характер бессознательного. Эту концепцию трудно понять,
возможно, в силу нашей ограниченности временным эталоном. Любое заключение о
безвременности должно основываться на дериватах, наблюдаемых в поведении, которое
подвержено временной регуляции. Трудно также было бы утверждать, что вытесненные
идеи перед проникновением в сознание не имеют некоторого, пускай алогичного,
отношения по времени друг к другу.
6. Филогенетическое происхождение содержания бессознательного. С точки зрения
современной науки передача “первобытных фантазий” через расовую наследственность
может представлять только исторический интерес. Объяснение подобного рода достаточно
неправдоподобно и не подлежит проверке, чтобы его обсуждать. То же относится к теории
Юнга о коллективном бессознательном.
7. ИД: источник, резервуар или что? Ранее мы говорили, что источником инстинкта
является химико-физическое состояние самого организма. Теперь ид определяется в
качестве источника инстинктивной энергии, формирующей резервуар либидо. Представляет
ид в таком случае физико-химическое состояние или вместилище либидо? Метафорическая
путаница заставляет заинтересоваться полезностью концепций, подобных “ид” и “либидо”.
Оправданием в прошлом было использование этих понятий в качестве удобных ярлыков,
значение которых разделяется всеми горячими поклонниками теории. Но если даже
определенность значения
· 63-
находится под вопросом, возможно, следует отказаться от самих слов.
8. Юнг о коллективном бессознательном. Комментарии, сделанные по поводу
филогенетических объяснений Фрейда (см. прим. 6), прило-жимы и здесь. Различие в
большем подчеркивании Юнгом данной концепции в теории и на практике, в то время как
построения Фрейда не сильно пострадают от устранения этих представлений.
9. Первичный нарциссизм. Объяснение Фрейдом родительского нарциссизма очень
понятно, но не оправдывает определения первичного нарциссизма в период младенчества.
Последнему, кажется, предопределено остаться постулатом.
10. Сопоставление представлений Фрейда и. Фромма о самоуважении. Создается
впечатление, что Фрейд и Фромм использовали то же самое слово в разных значениях.
Фрейд говорит о вторичном нарциссизме как отнятии катексиса от других людей. Нарцисс
больше не желает одаривать объекты в окружении и сжимается, сосредоточиваясь на
восстановлении нарушенного самоуважения. Фромм рассматривает самоуважение в
качестве положительной самоактуализации, которая обогащает индивида, позволяя
одновременно больше любить себя и объект любви. Этим отличием в подходах к концепции
нарциссизма частично объясняется противоречивость утверждений.