Сознания

Согласно Фромму (30), авторитарное сознание соответствует фрейдовскому супер-эго.

Это голос интернализованного внешнего авторитета, такого, как родители; страх перед

наказанием и надежда на поощрение отличаются от прежних только в смысле

интернализации. Хорошее или плохое поведение ребенка зависит единственно от хороших

или плохих качеств авторитарных фигур. Сила авторитарного сознания продолжает

оставаться в связи с внешним авторитетом. Если внешние фигуры сходят со сцены,

сознание ослабевает и теряет силу. В то же время сознание влияет на представление

человека о внешних авторитетах, так как существует потребность в идеалах, и проецирует

свой образ совершенства на авторитеты. Очень часто это взаимодействие интернализации и

проекции является причиной непоколебимого убеждения в идеальном характере авторитета,

убеждения невосприимчивого к любым противоречащим эмпирическим доказательствам.

Содержание авторитарного сознания имеет в основе приказания и табу; его сила

коренится в эмоциях страха и восхищения авторитетом. Пристойное авторитарное сознание

испытывает чувства благополучия и безопасности, что подразумевает одобрение

авторитетом; провинившееся сознание переполнено страхом, заслуженностью наказания

ввиду невыполнения воли авторитета.

Гуманистическое сознание, с другой стороны, не является интернализованным

голосом авторитета, а представляет самого индивида. Это реакция целостной личности на

правильное или неправильное функционирование в соответствии с собственным

пониманием успехов и неудач в искусстве жизни. Гуманистическое сознание выражает

собственные интересы человека и его целостность. Цель такого сознания состоит в

продуктивности и счастье. Когда самость не реализована, возникает чувство вины, и оно

проявляется в страхах неодобрения, смерти и старения. Например, если личность не

одобряет себя из-за безуспешности продуктивной жизни, она подменяет собственное

одобрение одобрением другими. Таким образом, бессознательное чувство вины приводит к

страху неодобрения.

· 141-

Одна из форм выражается в чувстве вины, которое динамически коренится в

гуманистическом сознании, хотя осознается в понятиях авторитарного сознания. Человек на

уровне сознания испытывает вину ввиду неудовольствия авторитетов, хотя он живет не в

соответствии с собственными установками. Если сознание базируется на ригидном,

неприступном иррациональном авторитете, развитие гуманистического сознания может

почти полностью подавляться. Обычно авторитарное сознание существует в качестве

предпосылки формирования гуманистического сознания, но Фромм считает, что это

необязательно в неавторитарном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: