Салливан (64), чтобы избежать вызывающего у него неприятие топографического
аспекта в представлении о предсознательном и бессознательном, развивает концепцию об
“избирательном невнимании” и “диссоциации”. Ребенок, как мы уже обсуждали, учится
концентрироваться на осознании ситуаций, связанных с одобрением и неодобрением. С тех
пор как его внимание приковано к этим ситуациям, он вынужден игнорировать или быть
невнимательным к другим ситуациям, прямо не относящимся к одобряемым или
неодобряемым значимыми взрослыми. Салливан использует аналогию с человеком, глубоко
погруженным в слушание концерта и не замечающего, что происходит вокруг. Для ребенка
безопасность является жизненно важным вопросом, в который он погружен, и все другие
вопросы существуют вне его осознания. При определенных обстоятельствах, однако,
предметы избирательного невнимания становятся доступными самости и осознаются. На
них, например, может указать друг, и они последовательно воспринимаются.
|
|
Диссоциация представляет крайнюю форму избирательного невнимания. В данном
случае самость отвергает и отказывается осознавать и признавать. Диссоциированный
материал остается недоступным, даже при указании приятеля. Это, вероятнее всего, вызовет
тревогу, сопровождающуюся гневом и горячим отрицанием. Воспоминание об опыте,
связанном с таким материалом, обычно невозможно. Признание диссоциированных
динамизмов сопряжено с глубокими переменами в основной ориентации и характеристиках
самости. Обычно диссоциирован-ные тенденции проявляются в сновидениях, фантазиях,
незамечаемом повседневном поведении (см. прим. 19).