Салливан: избирательное невнимание и диссоциация

Салливан (64), чтобы избежать вызывающего у него неприятие топографического

аспекта в представлении о предсознательном и бессознательном, развивает концепцию об

“избирательном невнимании” и “диссоциации”. Ребенок, как мы уже обсуждали, учится

концентрироваться на осознании ситуаций, связанных с одобрением и неодобрением. С тех

пор как его внимание приковано к этим ситуациям, он вынужден игнорировать или быть

невнимательным к другим ситуациям, прямо не относящимся к одобряемым или

неодобряемым значимыми взрослыми. Салливан использует аналогию с человеком, глубоко

погруженным в слушание концерта и не замечающего, что происходит вокруг. Для ребенка

безопасность является жизненно важным вопросом, в который он погружен, и все другие

вопросы существуют вне его осознания. При определенных обстоятельствах, однако,

предметы избирательного невнимания становятся доступными самости и осознаются. На

них, например, может указать друг, и они последовательно воспринимаются.

Диссоциация представляет крайнюю форму избирательного невнимания. В данном

случае самость отвергает и отказывается осознавать и признавать. Диссоциированный

материал остается недоступным, даже при указании приятеля. Это, вероятнее всего, вызовет

тревогу, сопровождающуюся гневом и горячим отрицанием. Воспоминание об опыте,

связанном с таким материалом, обычно невозможно. Признание диссоциированных

динамизмов сопряжено с глубокими переменами в основной ориентации и характеристиках

самости. Обычно диссоциирован-ные тенденции проявляются в сновидениях, фантазиях,

незамечаемом повседневном поведении (см. прим. 19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: