Сущность и типология религии

В науке существует множество различных классификаций религий. Каждая из них имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. Из-за невозможности привести даже половину из всех существующих типологизаций, постараемся дать самую общую, самую современную и самую простую классификацию.

В самом общем виде все религиозные учения можно выделить в две большие группы.

1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».

2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».

В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам).

Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.

Все языческие религии составляют два направления.

1. Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.

2. Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.

Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям дар в виде спасения их от тления и смерти.

Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм.

Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах.

1. Православное христианство,

2. Католическое христианство,

3. Протестантское христианство,

Ислам в наше время имеет два направления.

Суннизм, Шиизм,

Воп.

Национальные религии

К национальным относятся как религии древних цивилизаций (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская), так и имеющие современное распространение (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.). Определяющей чертой национальных религий является их связь с культурой и историей определенного народа. К особенностям национальных религий можно отнести формирование устойчивой идеи Бога или богов, которые предстают как особые силы, принимают различные формы, могут пониматься как высшие космические энергии, входящие в тела различных существ, животных, людей, предметы, статуи. Представления о богах функциональны, связывают божества с конкретными природными и социальными сферами. Боги выступают как творцы человека, создающие основы социальности и культуры. Складывается жреческая каста, выступающая в роли культурной и правящей элиты. Жрецы устанавливают коммуникацию с богами, записывают священные тексты. Храмы рассматриваются как сакральные центры, в которых проявляются высшие, божественные силы. Литература древности выступает как словесное дополнение ритуала, включает гимны, молитвы, повествования о богах. Формируются сложные учения о загробной жизни, спасении, воскресении из мертвых. Учение о загробном воздаянии направляет людей на добродетельную жизнь, удерживает от нарушения моральных норм, придает направленность и смысл жизни.

Воп.

Мировые религии

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) являются высшим этапом развития религии. Духовное наследие, ценностные системы мировых религий стали важным достоянием культуры. В учениях мировых религий, несмотря на их связь с определенным культурно-историческим контекстом, получили выражение универсальные ценности и потребности людей.

К особенностям христианства и ислама относится формирование представления о запредельности, трансцендентности единого Бога. В их учениях отражено стремление преодолеть конкретные, привязанные к земной реальности представления о Боге. Мифологические сюжеты приобретают символическую, условную форму, возрастает значение рациональных представлений. Учения мировых религий ориентируют на активную индивидуализацию духовной жизни. Человек находит опору в своем внутреннем мире, все большее значение приобретают личностные, духовно-нравственные и психологические измерения религий. Усиливается этическая сторона религиозных учений, создаются социальные учения и проекты преобразования мира и человека в соответствии с религиозными идеалами. В ходе межкультурного взаимодействия происходит сближение ценностей и учений разных народов.

11воп.
первобытная культура

самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homosapiens — примерно 100 тысяч лет назад.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.

Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести себя «как все» — он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал — устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания.

человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: