В ряду проблем, которые на рубеже веков привлекают большое внимание, можно назвать:
процессы, связанные с новой фазой цивилизационного развития с воздействием их на ценностные ориентации, на межгосударственные, национально-этнические и конфессиональные отношения;
последствия глобализации, становления информационного общества, формирование новых экономических и геополитических реалий;
глубокие изменения в мировой политике (что проиллюстрировали, например, события вокруг косовского кризиса), дебаты, связанные с корректировкой военно-политических доктрин, поисками механизмов регулирования конфликтов, путей обеспечения стабильности и безопасности;
кризис прежних партийно-политических систем, эволюция политического консерватизма, реформизма, корпоративизма, их основные течения, концепции “третьего пути” - их роль и реальное значение;
изменения в сфере труда и социально-трудовых отношений, их оценки, переосмысление сдвигов в “традиционных” и новых социальных движениях;
рост значения общественной деятельности разных слоев и их организаций, в том числе неправительственных (региональных, международных, локальных и др.), их роли в эволюции гражданских обществ, в движении к культуре мира, достижению согласия, межнациональному и международному сотрудничеству.
Мир вступает в переломную фазу развития. Чем ознаменуется конец Ялтинской системы? Не наступает ли вслед за периодом холодной войны, - спрашивают некоторые аналитики, - время так называемого “горячего мира” - с новыми конфликтами, военными интервенциями и их многочисленными жертвами... Не приведет ли это и не ведет ли уже сейчас к опасной дестабилизации системы национальной и международной безопасности?
В основе таких позиций лежат, судя по всему, спорные концепции и сомнительные представления о расстановке, возможной динамике социальных и политических сил, с учетом сдвигов в международной жизни.
Глобализация не привела к становлению планетарной демократии. В результате углубляется социальное и политическое неравенство на мировой арене. Прогрессирует разрыв в уровнях экономического развития, материального благополучия и качества жизни между богатыми и бедными странами. (А такой разрыв, по данным ООН, других международных организаций, в условиях нынешней ускоренной глобализации, увеличивается).
Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХI века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни людей, которые они претерпели в конце ХIХ - начале ХХI века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы деятельности человека, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния.
Нет единства среди мыслителей в оценке показателей кризисного состояния социокультурной системы
Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция стран в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправных участников мировых художественных процессов. Для реализации этой модели необходимо в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии, всемерно поощрять включение творческих работников во всемирные сети художественного производства и коммуникации.
Перед современной мировой культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих разным национальным культурам на всем протяжении исторического развития.
Воп.