double arrow

Определение науки и типология научных дисциплин. Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство

План работы

1. Определение науки и типология научных дисциплин. Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство

2. Объект и предмет истории. Исторические источники и методы исторических исследований. Функции исторического знания

3. Методология всемирной истории: основные аспекты

3.1. Проблема определяющего фактора как методологическое основание формирования основных направлений современной исторической науки

3.2. Стадиальный, цивилизационный и синтезный подходы к осмыслению всемирно-исторического процесса: достоинства и недостатки

3.3. Теория общественного прогресса: аргументы «за» и «против»

4. Методологии отечественной истории: специфика исторического пути России

4.1.Проблема историко-культурной идентичности России

4.2.Факторы, определяющие особенности России как независимой цивилизации.

4.3.Воздействие православия на формирование российской цивилизации

5. Проблемы методологии: основные выводы

6. Список литературы

Определение науки и типология научных дисциплин. Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство

Наука представляет собой многогранный компонент человеческой культуры. Это особый вид познавательной деятельности, развивающаяся система знаний, социальный институт и специфическое мировоззрение. Можно дать следующее определение данного феномена. Наука – это рациональная познавательная деятельность, заключающаяся в производстве новых, системных знаний, осуществляемая на основе осознанного метода в относительно устойчивых организационных формах. В процессе этой деятельности формируется научное мировоззрение. Научная деятельность представляет собой разновидность инновационной деятельности, то есть она направлена на получение принципиально нового продукта.

Научная деятельность имеет определенную структуру. Она включает следующие компоненты: субъект исследования (отдельный ученый или научный коллектив), объект (та часть реальности, которая исследуется субъектом), предмет (свойства, принципы и закономерности, которые изучаются в объекте познания), средства и методы исследования (материальное оснащение познавательной деятельности; совокупность приемов и операций практической или теоретической деятельности субъекта), уровни исследования (эмпирический и теоретический), результаты исследования (научные факты, эмпирические обобщения, гипотезы, теории, концепции).

Существует несколько вариантов типологии науки, ни одна из которых не отражает структуру этого неоднозначного явления в полной мере адекватно. Наиболее распространенная классификация основана на группировке научных дисциплин в соответствие со спецификой объекта исследования, метода и формы представления результатов, причем ведущим критерием выступает своеобразие объекта, которое и определяет особенности метода и конечную форму научного продукта.

В соответствии с этой типологией науки подразделяются на естественные – изучающие природу как она существует независимо от человека (физика, химия, биология, геология и др.); математические – выявляющие количественные отношения и пространственные формы действительного мира (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика и др.); технические – исследующие материальные продукты человеческой деятельности (технология машин и механизмов, сопротивление материалов, горное дело, космонавтика, информатика и др.); социальные – изучающие общество в целом и его отдельные сферы (история, социология, экономика, политология и др.); гуманитарные – анализирующие духовные продукты деятельности человека (логика, психология, филология, искусствознание и др.).

Однако провести четкую грань между этими группами наук нельзя. Имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Так, «на стыке» естественных и общественных наук находится экономическая география, «на стыке» естественных и технических – бионика; социальная экология включает естественные, общественные и технические разделы; историю часто относят к социально-гуманитарным наукам.

Популярный и полезный, хотя и сильно упрощенный вариант этой типологии – деление всех наук на естественные и гуманитарные. Тогда в первую группу научных дисциплин включают естествознание, математические и технические науки, во вторую – социальные и гуманитарные науки. Сторонники данной классификации полагают, что в науке сосуществуют две культуры научного исследования – естественно-научная и гуманитарная. Представление о глубоком различии двух типов наук заложили немецкие философы культуры XIX – начала XX вв. М. Вебер, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Рассмотрим особенности естественных и гуманитарных наук.

Прежде всего, естественные и гуманитарные науки различаются объектом исследования. Естественные науки изучают природу как нечто внешнее по отношению к человеку. Гуманитарные науки ориентированы на исследование созданного человеком мира культуры. Отсюда следует, что поведение объектов естествознания не зависит от человека, в то время как своеобразие объектов гуманитарных наук определяется принадлежностью к той или иной цивилизации, национальными, конфессиональными и другими особенностями их индивидуального или коллективного создателя. Естествознание изучает повторяющиеся явления. Уникальные природные феномены (чудеса) не интересуют естествоиспытателей. Между тем, гуманитарные науки анализируют как раз единичные, конкретные, неповторимые события, которые и образуют историю человеческого общества и историю культуры.

Существенные различия касаются целей исследования. Цель естествознания – выявить универсальные законы природы, которые невозможно оценивать в категориях добра и зла, прекрасного и безобразного. Цель ученого-гуманитария – максимально верно воспроизвести объект, выявить свойственные ему конкретные закономерности, определяемые обстоятельствами места и времени его существования; сделать объект понятным и интересным для своих современников. Иначе говоря, гуманитарное знание не может быть свободно от оценки с точки зрения какой-либо системы ценностей.

Имеется также различие в методах исследования. Естественные науки основаны на эксперименте и наблюдении. Полученные данные обрабатываются объективно, без участия эмоций. Гуманитарные науки основаны на различных приемах анализа текста, понимаемого как знаковая система, несущая определенную информацию (картина, летопись, танец и т.п.). Чтобы понять значение текста, исследователь должен не только узнать, но и прочувствовать ту систему ценностей, в которой был создан текст. Поэтому иногда говорят, что методом естественных наук является отстраненное объяснение объекта, а методом гуманитарных наук – заинтересованное, субъективное понимание. В естественных науках применение математических методов ведет к получению нового знания, а в гуманитарных науках эти методы не получили широкого распространения и носят вспомогательный характер.

Отметим и особенности, касающиеся результатов исследования. Естественные науки представляют свои результаты в виде математизированных теорий, содержание которых логически выводится из нескольких априорных постулатов. В ряде случаев даже возникает проблема качественной интерпретации уравнений какой-либо теории. В гуманитарных науках результаты исследования носят качественный характер и, как правило, не содержат количественной характеристики объекта. Теория (концепция), являющаяся результатом гуманитарного исследовании, не выводится из постулатов, а представляет собой обобщение эмпирических фактов, выявляющее в их сосуществовании и последовательности некоторые закономерности. Результаты естественнонаучного исследования не несут на себе отпечатка личности ученого, в то время как научные работы гуманитариев всегда индивидуализированы.

Однако различия естественных и гуманитарных наук не следует абсолютизировать.

Во-первых, единство науки определяется единством материального мира и общностью структуры научной деятельности. Именно поэтому можно утверждать, что наука в целом представляет собой некоторую систему.

Во-вторых, существуют гуманитарные науки, имеющие некоторые черты естественных, и наоборот. Экономика и социология изучают повторяющиеся явления, широко используют математические методы, создают теоретические модели исследуемых объектов. Астрономия изучает уникальные явления (наша планетная система, Метагалактика), в ней невозможен эксперимент; биологические и геологические теории ближе к эмпирическому обобщению, чем к математизированным теориям физики. В конечном счете, каждая наука, к какой бы группе дисциплин ее не относили, имеет свои особенности.

В-третьих, в XX-XXI вв. наблюдается процесс сближения двух культур научного исследования. Социально-гуманитарные науки все эффективнее используют статистические и математические методы, естественные науки применяют метод исторической реконструкции, характерный для гуманитарных дисциплин, а физика, которую иногда рассматривают в качестве образцовой естественной науки, исследуя микромир, изучает не объект сам по себе, а систему «человек-объект-прибор». Существует настоятельная потребность в интеграции научного знания, усилении взаимодействия наук с целью их наиболее успешного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: