Моизм в Китае

Буддизм в Китае. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

Живопись. Театр и опера. Танцы. Музыка. Специфическое звучание китайской музыки объяснятся тем что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Их инструменты как и европейские делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самые популярные это смычково-струнные и струнные. Смычково-струнные инструменты это: эрху, чжунху, даху, баньху... Самый распространённый это баньху. Баньху пятиструнный инструмент на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.Чистых струнных инструментов в китайской культуре не наблюдается. Существуют щипково-молотковые инструменты.Среди щипково-молотковых инструментов выделяются: гучжен и янцинь. Эти инструменты относятся к семейству цитры. Играют на них с помощью специальных молоточков. Но существует второй способ с помощью щипков пальцами.Веками музыка служила для увеселения богачей и аристократии. Но без музыки не обходилась ни одна свадьба, а к тому же музыка играла роль в богослужениях.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия. В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана нагетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами.

Архитектура. Резьба по камню, дереву, слоновой кости. Китайская кухня Традиционным блюдом является рис. Китайская кухня имеет древнюю историю и богатые традиции. В каждом районе страны у нее свои особенности. Южная кантонская кухня славится рыбными блюдами и блюдами из морепродуктов, хуайянская - очень острыми и экзотичными блюдами. Пекинская кухня известна уткой по-пекински и тушеным мясом с овощами.Китайцы уверены, что пища должна быть не только вкусной и полезной, но и красиво оформленной. А наслаждаться едой невозможно, если есть второпях, на ходу или перед телевизором.

Список литературы.

1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи): Учебное пособие. – М., 2002.

2. Древние цивилизации /Под ред. С.С. Аверинцева. – М., 1989.

3. История Древнего мира. – М., 1937. – Т. Древний Восток

4. История искусства зарубежных стран: Первобытное искусство. Древний Восток. Античность. – М., 1980.

5. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.; 2010.

6. Тураев Б.А. История Древнего Востока. – Л., 1986.

7. Шишова Н.В. История и культурология. – М., 2004. 8. Якобсон В.А. История Востока. Восток в древности. – М.1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: