Труд как благословление
Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что при
этом его воодушевляло? Желание утвердить себя в природе
в качестве властелина, способность изменять дарованное?
Бессознательная игра творческих сил, могущих бесконечно
развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить
природу? Как только возникает вопрос: ради чего? — челове-
ческая активность оказывается вовсе не одинаковой по исто-
кам и целям.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский в статье «Что такое куль-
тура?» отмечает, что когда мы говорим о человеке «он — куль-
турный», мы этим хотим выразить целостность и гармойичность
его духовного облика. Инженер, врач, земледелец, ученый, по-
литик, общественный деятель, рабочий, кладущий кирпичи,
садовник, прививающий плодовое дерево, поэт, утешающий
человека, музыкант, выискивающий новую гармонию, — все
это пчелы, работающие в одном улье-мире; они летают по раз-
ным цветкам, но сладость достижений их идет в общий дом.
(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Что такое культура?
//Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петроза-
водск, 1992, с. 423).
По мнению архиепископа, культура есть труд человеческий,
движимый любовью. Не принудительный труд, который есть
проклятие, но труд свободный, который есть благословение.
Бессмысленны и бесплодны попытки строить жизнь только
на материалистических идеях и интересах... Человек, одетый
в одежду только одной внешней технической цивилизации,
человек без духовных ценностей и запросов, похож, по словам
автора, на мертвеца. В нем нет самого главного — духа жизни.
«Серо, душно, бедно в мире, где есть только игра материальных
интересов, но нет культуры духа и культуры любви. В борьбе
56 Глава IV. Культура как поиск смысла
за материальную ценность человек умеет добывать «свое пра-
во», но не всегда находит в этом «праве» свою настоящую, ра-
достную жизнь» (там же, с. 423).
Есть библейский образ, полный глубокого, мирового смысла: лю-
ди строят башню до небес... Автор комментирует: люди увере-
ны, что «достигнут неба», т.е. своего человеческого счастья,
«создав себе имя» через постройку материальной башни...
«Вот построим башню и будем счастливы», — думают эти лю-
ди. Жалкая мысль! Разве какое-либо количество кирпича или
машин может сделать людей более мудрыми, добрыми и близ-
кими друг к другу, более способными понять и найти свое сча-
стье?» Одержимые материальным строительством, видя только
в нем цель своей жизни, люди все строят и строят...Сменяются
поколения, башня человеческая все строится, а земля все более
заливается кровью братьев,.. Никакое количество этажей ма-
териальной цивилизации не может без внутреннего подвига
и усилия человеческой души перейти в нравственное качество
жизни (там же, с. 424).
Можно сказать так: не всякая деятельность творит культуру,
а лишь та, которая несет смысл. Автоматические, рутинные дей-
ствия скорее похожи на проявления инстинкта. Смысл же обна-
руживается тогда, когда пробуждаются любознательность, жела-
ния разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Поэтому, как
отмечал немецкий мыслитель Карл Маркс (1818-1883), осмыс-
ленной деятельности предшествует идеальный проект. Идея ко-
леса возникает раньше, чем само колесо. Тут и рождается
творческая деятельность, невозможная без разума, без продви-
жения к смыслу.