Культура как поиск

Труд как благословление

Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что при

этом его воодушевляло? Желание утвердить себя в природе

в качестве властелина, способность изменять дарованное?

Бессознательная игра творческих сил, могущих бесконечно

развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить

природу? Как только возникает вопрос: ради чего? — челове-

ческая активность оказывается вовсе не одинаковой по исто-

кам и целям.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский в статье «Что такое куль-

тура?» отмечает, что когда мы говорим о человеке «он — куль-

турный», мы этим хотим выразить целостность и гармойичность

его духовного облика. Инженер, врач, земледелец, ученый, по-

литик, общественный деятель, рабочий, кладущий кирпичи,

садовник, прививающий плодовое дерево, поэт, утешающий

человека, музыкант, выискивающий новую гармонию, — все

это пчелы, работающие в одном улье-мире; они летают по раз-

ным цветкам, но сладость достижений их идет в общий дом.

(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Что такое культура?

//Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петроза-

водск, 1992, с. 423).

По мнению архиепископа, культура есть труд человеческий,

движимый любовью. Не принудительный труд, который есть

проклятие, но труд свободный, который есть благословение.

Бессмысленны и бесплодны попытки строить жизнь только

на материалистических идеях и интересах... Человек, одетый

в одежду только одной внешней технической цивилизации,

человек без духовных ценностей и запросов, похож, по словам

автора, на мертвеца. В нем нет самого главного — духа жизни.

«Серо, душно, бедно в мире, где есть только игра материальных

интересов, но нет культуры духа и культуры любви. В борьбе

56 Глава IV. Культура как поиск смысла

за материальную ценность человек умеет добывать «свое пра-

во», но не всегда находит в этом «праве» свою настоящую, ра-

достную жизнь» (там же, с. 423).

Есть библейский образ, полный глубокого, мирового смысла: лю-

ди строят башню до небес... Автор комментирует: люди увере-

ны, что «достигнут неба», т.е. своего человеческого счастья,

«создав себе имя» через постройку материальной башни...

«Вот построим башню и будем счастливы», — думают эти лю-

ди. Жалкая мысль! Разве какое-либо количество кирпича или

машин может сделать людей более мудрыми, добрыми и близ-

кими друг к другу, более способными понять и найти свое сча-

стье?» Одержимые материальным строительством, видя только

в нем цель своей жизни, люди все строят и строят...Сменяются

поколения, башня человеческая все строится, а земля все более

заливается кровью братьев,.. Никакое количество этажей ма-

териальной цивилизации не может без внутреннего подвига

и усилия человеческой души перейти в нравственное качество

жизни (там же, с. 424).

Можно сказать так: не всякая деятельность творит культуру,

а лишь та, которая несет смысл. Автоматические, рутинные дей-

ствия скорее похожи на проявления инстинкта. Смысл же обна-

руживается тогда, когда пробуждаются любознательность, жела-

ния разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Поэтому, как

отмечал немецкий мыслитель Карл Маркс (1818-1883), осмыс-

ленной деятельности предшествует идеальный проект. Идея ко-

леса возникает раньше, чем само колесо. Тут и рождается

творческая деятельность, невозможная без разума, без продви-

жения к смыслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: