ние к миру». Вот, скажем, эпизод из повседневной жизни:
встреча двух родственников или друзей после долгой разлуки.
Поначалу литания (приветствия в форме причитаний) следует
привычному ритму:
— У тебя все в порядке?
— В полном порядке.
— У отца в полном порядке?
— В полном порядке.
— У матери все в порядке?
— В полном порядке.
— У домашних в полном порядке?
— В полном порядке.
Затем идет обмен новостями о родных, друзьях или стадах. По-
том начинаются воспоминания о былом. Вот в памяти встают
какие-то события, воскресают другие лица — и собеседника-
ми овладевают эмоции. Они обнимаются и долго не размыка-
ют рук. Потом возобновляется приветственная литания. Но на
этот раз ритм ее более отчетливый, по-настоящему поэтичес-
кий. Грудь вздымается, дыхание перехватывает. Эмоции за-
ставляют рыдать и лить слезы градом.
Разумеется, все эти сопоставления в известной мере условны.
Однако типологические черты культуры все же улавливают-
ся. Африканец действительно считает себя частью Природы,
|
|
Космоса. Он приспосабливается к космическим пульсациям
и ритмам. Он и мысль, и тело свое вписывает в природные
вибрации, напряжения, спады. Чувственное выступает для
него как единый нерасчленимый ток жизни, космической
энергии.
«Дух Африки» рассматривается как принципиально отличный
от европейского. Утверждается, что культура Запада тяготеет
к рацио, к разуму; культура Африки, как уже отмечалось, го-
раздо более эмоциональна, интуитивна. Особое развитие по-
лучили на африканском континенте музыка и танцы. Так, му-
зыкальная культура Тропической Африки включает музыку го-
сударств Бурунди, Кении, Руанды, Танзании, Уганды. Музыка
208 ГлаваXIII. Типология культур
здесь постоянный компонент религиозных обрядов, магии,
празднеств, церемоний (в том числе инициации, т.е. посвяще-
ний во взрослые), а также повседневной жизни.
На формирование музыки Восточной Африки оказали воздейст-
вие контакты как с культурами Африканского континента, так
и с более отдаленными цивилизациями (греко-романской,
арабской, индийской). Разноообразны песни и танцы народов
Восточной Африки. Широко распространены танцы, обычно
коллективные. Нередко танцоры выступают в масках, добива-
ясь «вызывания дождя». В другом африканском регионе — За-
падной Африке — музыка выполняет утилитарные, практиче-
ские функции. Многие народы приписывают ей магическую
роль, рассматривают как средство общения с духами, силами
природы и воздействия на них. Отсюда — сакрализация напе-
вов, ритмов, музыкальных инструментов.
Африканская музыка — неизменный компонент всех семейных,
|
|
календарных и общественных обрядов. Выделяется погребаль-
ный ритуал, который может длиться несколько месяцев. Во
время этого ритуала с помощью барабанов, погремушек, дудок
из дома покойного «изгоняются» злые духи. Женщины поют
песни-плачи. Исполняются ритуальные песни. Специальные
песни, танцы, а также шествия, соревнования сопровождают
обряды инициации. Как правило, песня и действо в обрядах не-
отделимы друг от друга. Зачастую исполнители надевают мас-
ки. У некоторых народов имеются оригинальные акустические
маски, искажающие голос. Музыка сопутствует и коллектив-
ным трудовым процессам (песни косьбы, гребли, молотьбы,
сбора риса и т.д.).
Традиционная музыка Северно-Восточной Африки при всем ее
многообразии имеет также прочные африканские корни. Попу-
лярны сольные песни во время езды на верблюде. При верховой
езде исполняются песни о военных подвигах. Многие песни и
танцы связаны с различными ритуалами, отражают анимисти-
ческие верования народов региона, исполняются с целью воз-
действия на силы природы. Отсюда — имитация в танце пова-
док животных, птиц. Танцы-действия исполняются с целью из-
гнания злых духов из тела больного.
Итак, перед нами действительно богатая и своеобразная куль-
тура. Проблема сравнения культур, их типология ос-