Негра, то определял ее как «некое взволнованное отноше-

ние к миру». Вот, скажем, эпизод из повседневной жизни:

встреча двух родственников или друзей после долгой разлуки.

Поначалу литания (приветствия в форме причитаний) следует

привычному ритму:

— У тебя все в порядке?

— В полном порядке.

— У отца в полном порядке?

— В полном порядке.

— У матери все в порядке?

— В полном порядке.

— У домашних в полном порядке?

— В полном порядке.

Затем идет обмен новостями о родных, друзьях или стадах. По-

том начинаются воспоминания о былом. Вот в памяти встают

какие-то события, воскресают другие лица — и собеседника-

ми овладевают эмоции. Они обнимаются и долго не размыка-

ют рук. Потом возобновляется приветственная литания. Но на

этот раз ритм ее более отчетливый, по-настоящему поэтичес-

кий. Грудь вздымается, дыхание перехватывает. Эмоции за-

ставляют рыдать и лить слезы градом.

Разумеется, все эти сопоставления в известной мере условны.

Однако типологические черты культуры все же улавливают-

ся. Африканец действительно считает себя частью Природы,

Космоса. Он приспосабливается к космическим пульсациям

и ритмам. Он и мысль, и тело свое вписывает в природные

вибрации, напряжения, спады. Чувственное выступает для

него как единый нерасчленимый ток жизни, космической

энергии.

«Дух Африки» рассматривается как принципиально отличный

от европейского. Утверждается, что культура Запада тяготеет

к рацио, к разуму; культура Африки, как уже отмечалось, го-

раздо более эмоциональна, интуитивна. Особое развитие по-

лучили на африканском континенте музыка и танцы. Так, му-

зыкальная культура Тропической Африки включает музыку го-

сударств Бурунди, Кении, Руанды, Танзании, Уганды. Музыка

208 ГлаваXIII. Типология культур

здесь постоянный компонент религиозных обрядов, магии,

празднеств, церемоний (в том числе инициации, т.е. посвяще-

ний во взрослые), а также повседневной жизни.

На формирование музыки Восточной Африки оказали воздейст-

вие контакты как с культурами Африканского континента, так

и с более отдаленными цивилизациями (греко-романской,

арабской, индийской). Разноообразны песни и танцы народов

Восточной Африки. Широко распространены танцы, обычно

коллективные. Нередко танцоры выступают в масках, добива-

ясь «вызывания дождя». В другом африканском регионе — За-

падной Африке — музыка выполняет утилитарные, практиче-

ские функции. Многие народы приписывают ей магическую

роль, рассматривают как средство общения с духами, силами

природы и воздействия на них. Отсюда — сакрализация напе-

вов, ритмов, музыкальных инструментов.

Африканская музыка — неизменный компонент всех семейных,

календарных и общественных обрядов. Выделяется погребаль-

ный ритуал, который может длиться несколько месяцев. Во

время этого ритуала с помощью барабанов, погремушек, дудок

из дома покойного «изгоняются» злые духи. Женщины поют

песни-плачи. Исполняются ритуальные песни. Специальные

песни, танцы, а также шествия, соревнования сопровождают

обряды инициации. Как правило, песня и действо в обрядах не-

отделимы друг от друга. Зачастую исполнители надевают мас-

ки. У некоторых народов имеются оригинальные акустические

маски, искажающие голос. Музыка сопутствует и коллектив-

ным трудовым процессам (песни косьбы, гребли, молотьбы,

сбора риса и т.д.).

Традиционная музыка Северно-Восточной Африки при всем ее

многообразии имеет также прочные африканские корни. Попу-

лярны сольные песни во время езды на верблюде. При верховой

езде исполняются песни о военных подвигах. Многие песни и

танцы связаны с различными ритуалами, отражают анимисти-

ческие верования народов региона, исполняются с целью воз-

действия на силы природы. Отсюда — имитация в танце пова-

док животных, птиц. Танцы-действия исполняются с целью из-

гнания злых духов из тела больного.

Итак, перед нами действительно богатая и своеобразная куль-

тура. Проблема сравнения культур, их типология ос-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: