Провождающие становление индустриального общества

западного типа. Модернизация показывает динамику движе-

ния к этой модели многих традиционных обществ. Однако в на-

шем изложении мы хотим показать традиционное общество как

идеальную модель культуры. Поэтому и обратимся для приме-

ра к индийской культуре.

Специфика традиционного общества

«Особенность традиционной культуры, — пишет отечественный

исследователь В.В. Меликов, — заключалась в том, что она

всегда знала ответы на главные человеческие вопросы, в том

Глава XIV. Традиционное общество 217

числе и на дискурс о бытии и должном. В этом источник ее си-

лы, ее способности выстоять в борьбе со временем. Это сила,

противостоящая разрушительному течению времени, прояв-

ляла себя в виде культурной деспотии, авторитарности тради-

ционного общества, ограничивающей свободу человека» (Ме-

лихов В.В. Введение в текстологию традиционных культур.

М., 1999, с. 11). Но мнению исследователя, традиционные искус-

ство и философия предполагали и умение правильно воспро-

извести нормативный код, максимально сблизить мир образов

человека и мир мифометафорических маркировок культуры.

И они же рассматривали в качестве своего нравственного дол-

га возможность вывести человека из-под опеки долженствова-

ний, предлагали ему полную внутреннюю свободу, полную

свободу мысли (там же).

Действительно, человек, в отличие, по всей видимости, от всех дру-

гих живых существ обладает внутренне присущей ему способ-

ностью организовать окружающую его среду в разумное и ду-

ховное целое. Рассмотрим с этой точки зрения способность

культуры создавать целостную духовность на примере индуиз-

ма. Так называется совокупность религиозных представлений,

обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институ-

тов, которые присущи большинству населения Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: