западного типа. Модернизация показывает динамику движе-
ния к этой модели многих традиционных обществ. Однако в на-
шем изложении мы хотим показать традиционное общество как
идеальную модель культуры. Поэтому и обратимся для приме-
ра к индийской культуре.
Специфика традиционного общества
«Особенность традиционной культуры, — пишет отечественный
исследователь В.В. Меликов, — заключалась в том, что она
всегда знала ответы на главные человеческие вопросы, в том
Глава XIV. Традиционное общество 217
числе и на дискурс о бытии и должном. В этом источник ее си-
лы, ее способности выстоять в борьбе со временем. Это сила,
противостоящая разрушительному течению времени, прояв-
ляла себя в виде культурной деспотии, авторитарности тради-
ционного общества, ограничивающей свободу человека» (Ме-
лихов В.В. Введение в текстологию традиционных культур.
М., 1999, с. 11). Но мнению исследователя, традиционные искус-
ство и философия предполагали и умение правильно воспро-
извести нормативный код, максимально сблизить мир образов
|
|
человека и мир мифометафорических маркировок культуры.
И они же рассматривали в качестве своего нравственного дол-
га возможность вывести человека из-под опеки долженствова-
ний, предлагали ему полную внутреннюю свободу, полную
свободу мысли (там же).
Действительно, человек, в отличие, по всей видимости, от всех дру-
гих живых существ обладает внутренне присущей ему способ-
ностью организовать окружающую его среду в разумное и ду-
ховное целое. Рассмотрим с этой точки зрения способность
культуры создавать целостную духовность на примере индуиз-
ма. Так называется совокупность религиозных представлений,
обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институ-
тов, которые присущи большинству населения Индии.