Лении, диалектику и даже некоторые формы мистическо-

го опыта. Однако этот тезис о едва ли не всеохватном смысле

понятия «рациональность» требует критического рассмотрения,

поскольку можно наметить некоторые типологические подхо-

ды к раскрытию культурологического содержания данной ка-

тегории, в известной мере противостоящие друг другу.

Во-первых, рациональность понимается как метод познания

действительности, которая основывается на разуме. Это

центральное значение восходит к латинскому корню ratio.

Рационализация вообще выступает в тех или иных формах, яв-

ляется общечеловеческим свойством, присущим различным сто-

ронам человеческой активности. Во-вторых, рациональность

трактуется многими культурологами как некая структура,

имеющая внутренние особенности и законы. В этом на-

правлении рассуждений%аучное мышление утрачивает свою

монополию на рациональность. Вероятно, и разум.в данном

случае перестает быть определяющей характеристикой раци-

онального. Речь идет о специфической упорядоченности, при-

сущей разным формам духовной деятельности, в том числе и

ненаучной. Это особая организованность, логичность проти-

востоит уже бесструктурности, хаотичности, принципиальной

«невыразимости». К иррационализму при этом может быть

Отнесен тот духовный опыт, который не поддается упоря-

Доченности и умопостижению.

В-третьих, рациональность отождествляется с определен-

Ным принципом, атрибутивным свойством цивилизации.

Предполагается, что культурные особенности, черты народов,

развивающих в процессе своей жизнедеятельности аналити-

кам Ж Кризис религии или религиозное возрождение? 247

ческие и аффектированные- начала, способны выработать оп-

ределенные цивилизационные признаки. К.Г. Юнг разделял

цивилизации на «рациональные» и «аффективные». В этом

значение многие культурологи для анализа различных типов

цивилизаций предлагали такие характеристики, как динамич-

ность и статичность, экстравертированность и интровертиро-

ванность, оптимизм и фатализм, рационализм и мистицизм как

модусы западной и восточной культур.

Понятие «рациональность» является ключевым для М. Вебера,

поэтому важно подчеркнуть, что в работах по социологии ре-

лигии немецкий ученый пытался выявить социокультурные ос-

нования и границы рациональности. По его мнению, чем боль-

Ше прогрессирует интеллектуальная и прагматическая ра-

Ционализация мира, тем больше религия по ряду причин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: