го опыта. Однако этот тезис о едва ли не всеохватном смысле
понятия «рациональность» требует критического рассмотрения,
поскольку можно наметить некоторые типологические подхо-
ды к раскрытию культурологического содержания данной ка-
тегории, в известной мере противостоящие друг другу.
Во-первых, рациональность понимается как метод познания
действительности, которая основывается на разуме. Это
центральное значение восходит к латинскому корню ratio.
Рационализация вообще выступает в тех или иных формах, яв-
ляется общечеловеческим свойством, присущим различным сто-
ронам человеческой активности. Во-вторых, рациональность
трактуется многими культурологами как некая структура,
имеющая внутренние особенности и законы. В этом на-
правлении рассуждений%аучное мышление утрачивает свою
монополию на рациональность. Вероятно, и разум.в данном
случае перестает быть определяющей характеристикой раци-
онального. Речь идет о специфической упорядоченности, при-
|
|
сущей разным формам духовной деятельности, в том числе и
ненаучной. Это особая организованность, логичность проти-
востоит уже бесструктурности, хаотичности, принципиальной
«невыразимости». К иррационализму при этом может быть
Отнесен тот духовный опыт, который не поддается упоря-
Доченности и умопостижению.
В-третьих, рациональность отождествляется с определен-
Ным принципом, атрибутивным свойством цивилизации.
Предполагается, что культурные особенности, черты народов,
развивающих в процессе своей жизнедеятельности аналити-
кам Ж Кризис религии или религиозное возрождение? 247
ческие и аффектированные- начала, способны выработать оп-
ределенные цивилизационные признаки. К.Г. Юнг разделял
цивилизации на «рациональные» и «аффективные». В этом
значение многие культурологи для анализа различных типов
цивилизаций предлагали такие характеристики, как динамич-
ность и статичность, экстравертированность и интровертиро-
ванность, оптимизм и фатализм, рационализм и мистицизм как
модусы западной и восточной культур.
Понятие «рациональность» является ключевым для М. Вебера,
поэтому важно подчеркнуть, что в работах по социологии ре-
лигии немецкий ученый пытался выявить социокультурные ос-
нования и границы рациональности. По его мнению, чем боль-
Ше прогрессирует интеллектуальная и прагматическая ра-
Ционализация мира, тем больше религия по ряду причин