более практические, «обмирщенные» формы. Проявился
и процесс дехристианизации, т.е. преображения христиан-
ских догматов и даже отказов от них. Одновременно происхо-
дило искажение основных принципов и ценностей христиан-
ства. Секуляризация проявилась также в попытках замены ве-
ры разумом и в отказе от признания значимости церкви.
Своеобразным проявлением секуляризации оказался кризис
личности. Человек лишился устойчивой системы ценностных
ориентации, утратил чувство самотождественности. Люди пе-
рестали верить в то, во что верили раньше; а так как новые цен-
ности еще не сформировались, сложился ценностный вакуум.
Таким образом, личность не может найти себя ни в ценностях
нововременной культуры (проект Просвещения), ни в христи-
анстве, что чревато возвратом к языческим формам верований,
возвратом в докультурную реальность.
Понятие секуляризации широко используется в социальных и гу-
манитарных дисциплинах. Его используют также теологи раз-
личных конфессий. Очевидно, что существует множество под-
|
|
ходов к содержательному пониманию секуляризации как фено-
мена. Определяя секуляризацию, культурологи и теологи,
естественно, исходят из собственного положительного или от-
рицательного отношения к этому процессу, из конкретного по-
нимания специфики христианства, возможностей ее эволюции
и приспособления к современной западной культуре.. Само со-
бой понятно, что при этом возникает вопрос о том, каким долж-
но быть христианство в начавшемся столетии.