ра. Человек стал задавать отвлеченные вопросы, строго гово-
ря, не имевшие непосредственной практической пользы. Как
движутся небесные светила? Почему день сменяется ночью?
Отчего бушуют стихии?
Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди откры-
вали законы, которые затем помогали им жить, обустраивать
свой быт, покорять природные стихии. Но для рождения науки
и всей духовной жизни людей появления таких вопросов еще
недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессио-
нально заниматься познанием. Они выделились в результате
разделения труда. Сегодня мы называем их учеными, в древ-
ности же это были жрецы, пророки, маги, а позже — естество-
испытатели и философы.
Они по долгу своего предназначения стали обдумывать так на-
зываемые общие вопросы: что такое мир, как он возник, куда
движется история и т.д. Однако и тогда говорить о рождении
науки было еще рано, поскольку к тому времени человечество
264 Глава XVII. Наука в системе культуры
накопило очень мало конкретных выводов, которые можно
было бы соединить в относительно целостную систему — на-
уку. Но со временем интерес к познанию становится все более
разносторонним. Научная деятельность превратилась в науку
только тогда, когда люди связали между собой самые различ-
ные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и по-
пытались создать некое систематизированное знание.
Происхождение науки
Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Древней Ин-
дии. Почти все естественные науки вышли,из мифологии.
Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология,
объектом изучения которой было расположение звезд. Древ-
ние астрологи обожествляли планеты и небесные тела. Уже во
времена вавилонской астрологии были открыты некоторые
закономерности в движении звезд, которые потом вошли в ас-
трономию.
Однако не всякие практические навыки и не любые знания мож-
но назвать наукой. Наука — это не просто перечень наблю-
Дений за природой. Она возникает только тогда, когда осо-
знаются универсальные связи между явлениями приро-
ды. Наука как область культуры родилась, по мнению многих
культурологов, в античной Греции. Что же отличает науку как
особый тип постижения реальности от других ее типов? Осо-
бенность науки заключается прежде всего в том, что человек
Стал задумываться над общими вопросами мироздания,
Далеко не всегда полезными для повседневной практиче-