явиться только при особых условиях (Кассирер Э. Избран-
ное. Опыт о человеке. М„ 1998, с. 685).
Даже само понятие науки в специфическом смысле, подмечает
Кассирер, существует лишь со времен великих древнегречес-
ких мыслителей — пифагорейцев и атомистов, Платона и Ари-
стотеля. Но даже и это понятие в последующие века стало ту-
манным и было забыто. В эпоху Возрождения его вновь откры-
ли и восстановили в правах. А после этого нового открытия
триумф науки казался полным и несомненным. Ни одна другая
сила современного мира не может, отмечает Кассирер, срав-
ниться с силой научной мысли. И она продолжает оставаться
последней главой в истории человечества и самым важным
предметом философии культуры.
266 ГлаваXVII. Наука в системе культуры
«Отражая мир в его объективности, — пишет B.C. Степин, — на-
ука дает лишь один из срезов многообразия человеческого ми-
ра. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а состав-
ляет лишь одну из ее сфер, которая взаимодействует с другими
сферами культурного творчества — моралью, религией, фило-
софией, искусством» (Степин B.C. Наука// Философский сло-
варь. М., 2001, с. 352).