Ческого мировосприятия, поскольку ощутима, осязаема и

очевидна. Однако в истории искусства и культурологии это

простое слово вызывало множество споров и противоречивых

постижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной

красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы гово-

рим о чарующей красоте природы. Один исследователь рас-

298 Глава XIX, Искусство как форма культуры

сказывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподо-

бие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рас-

сыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось,

это были насекомые, образовавшие цветок, который не суще-

ствовал в природе. Они располагались на ветви так, что со-

ставляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы, за-

тейлив и изобретателен.

Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оста-

ваться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют за-

каты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветре-

ный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом

и ветром.

Мы говорим о красоте произведений искусства...

Экспедиция медленно двигалась по полузасыпанным песком ули-

цам Города мертвых. Входы в гробницу частью провалились,

частью были занесены песком и угадывались скорее интуитив-

но, чем по каким-то ориентирам. Надписи и изображения на

камнях гробниц и входных блоках были сильно попорчены, ме-

стами непоправимо. И вдруг после очередного поворота как

чудо, как мираж в пустыне нашим взорам предстала базальто-

вая стена с изображением какого-то вельможи.

От ветра из пустыни стелу прикрывал край циклопического со-

оружения, от которого осталась лишь груда камней. Однако эти

камни и стали защитным барьером для небольшого по разме-

рам, но очень выразительного камня. В лучших традициях древ-

нейшего искусства изображение сочетало в себе жизненную

выразительность с какой-то непередаваемой одухотвореннос-

тью, пронизанной тонкой, как шелест ветра, печалью.

Голова фигуры была повернута в профиль, а грудь и руки —

в фас. Взгляд был устремлен куда-то вдаль, может быть, даже и

не в этот мир, а руки с развернутыми ладонями чем-то напоми-

нали крылья птицы, готовой улететь вслед за взглядом, за зовом

души. По краю стелы шла иероглифическая надпись с именем

изображенного. «Хенену» — разобрали мы прихотливые знаки

— имя изображенного. Это было священное имя.

Искусство •

Понятием «искусство» обозначают художественное творчество

в целом. К искусству относятся литература, архитектура,

скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное

ГлаваXIX. Искусство как форма культуры 299

искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновид-

ности человеческой деятельности, которые отражают мир

в образах. Образ — это сгусток художественного видения

и переживания, которому искусство придает выразитель-

ность и художественную ценность.

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство,

представляется одной из самых ясных и очевидных сто-

рон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таин-

ственности, как религия или мифология, не требует такого же

уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире кра-

соты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают

великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся жи-

вописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки.

И все же в течение многих веков феномен прекрасного пред-

ставлял собой загадку. Русский поэт Николай-Заболоцкий уви-

дел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразитель-

ных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет

доброты. И вот у поэта родились строчки:«... что такое красо-

та/И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором

пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?».

Тем не менее в течение многих веков феномен прекрасного

представлял собой загадку. Поначалу культурологи считали,

что искусство рождается потребностью в подражании. Перво-

бытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закре-

пить в своем сознании образ животного. Однако художник не

только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое

произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовал птицу.

Однако у нее человеческое лицо. Разве можно считать это толь-

ко подражанием?

Легко заметить, однако, что даже самые радикальные теории

подражания не были нацелены на то, что бы свести произве-

дения искусства лишь к механическому воспроизведению ре-

альности. Все они в той или иной степени должны были допу-

стить творческую способность художника. Оба эти требования

нелегко согласовать друг с другом: если подражание — ис-

тинная цель искусства, то ясно, что творческая сила ху-

дожника — скорее разрушительный, чем созидательный

фактор.

Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести

природу, но и отойти, отдалиться от нее. Определить меру,

правильные пропорции этого отдаления или уклонения —

300 Глава XIX. Искусство как форма культуры

одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал

о том, что для создания поэзии предпочтительней убедитель-

ная невозможность, нежели неубедительная возможность. Ху-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: