очевидна. Однако в истории искусства и культурологии это
простое слово вызывало множество споров и противоречивых
постижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной
красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы гово-
рим о чарующей красоте природы. Один исследователь рас-
298 Глава XIX, Искусство как форма культуры
сказывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподо-
бие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рас-
сыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось,
это были насекомые, образовавшие цветок, который не суще-
ствовал в природе. Они располагались на ветви так, что со-
ставляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы, за-
тейлив и изобретателен.
Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оста-
ваться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют за-
каты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветре-
ный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом
и ветром.
Мы говорим о красоте произведений искусства...
|
|
Экспедиция медленно двигалась по полузасыпанным песком ули-
цам Города мертвых. Входы в гробницу частью провалились,
частью были занесены песком и угадывались скорее интуитив-
но, чем по каким-то ориентирам. Надписи и изображения на
камнях гробниц и входных блоках были сильно попорчены, ме-
стами непоправимо. И вдруг после очередного поворота как
чудо, как мираж в пустыне нашим взорам предстала базальто-
вая стена с изображением какого-то вельможи.
От ветра из пустыни стелу прикрывал край циклопического со-
оружения, от которого осталась лишь груда камней. Однако эти
камни и стали защитным барьером для небольшого по разме-
рам, но очень выразительного камня. В лучших традициях древ-
нейшего искусства изображение сочетало в себе жизненную
выразительность с какой-то непередаваемой одухотвореннос-
тью, пронизанной тонкой, как шелест ветра, печалью.
Голова фигуры была повернута в профиль, а грудь и руки —
в фас. Взгляд был устремлен куда-то вдаль, может быть, даже и
не в этот мир, а руки с развернутыми ладонями чем-то напоми-
нали крылья птицы, готовой улететь вслед за взглядом, за зовом
души. По краю стелы шла иероглифическая надпись с именем
изображенного. «Хенену» — разобрали мы прихотливые знаки
— имя изображенного. Это было священное имя.
Искусство •
Понятием «искусство» обозначают художественное творчество
в целом. К искусству относятся литература, архитектура,
скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное
ГлаваXIX. Искусство как форма культуры 299
искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновид-
ности человеческой деятельности, которые отражают мир
|
|
в образах. Образ — это сгусток художественного видения
и переживания, которому искусство придает выразитель-
ность и художественную ценность.
Феномен прекрасного, который раскрывает искусство,
представляется одной из самых ясных и очевидных сто-
рон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таин-
ственности, как религия или мифология, не требует такого же
уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире кра-
соты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают
великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся жи-
вописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки.
И все же в течение многих веков феномен прекрасного пред-
ставлял собой загадку. Русский поэт Николай-Заболоцкий уви-
дел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразитель-
ных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет
доброты. И вот у поэта родились строчки:«... что такое красо-
та/И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором
пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?».
Тем не менее в течение многих веков феномен прекрасного
представлял собой загадку. Поначалу культурологи считали,
что искусство рождается потребностью в подражании. Перво-
бытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закре-
пить в своем сознании образ животного. Однако художник не
только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое
произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовал птицу.
Однако у нее человеческое лицо. Разве можно считать это толь-
ко подражанием?
Легко заметить, однако, что даже самые радикальные теории
подражания не были нацелены на то, что бы свести произве-
дения искусства лишь к механическому воспроизведению ре-
альности. Все они в той или иной степени должны были допу-
стить творческую способность художника. Оба эти требования
нелегко согласовать друг с другом: если подражание — ис-
тинная цель искусства, то ясно, что творческая сила ху-
дожника — скорее разрушительный, чем созидательный
фактор.
Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести
природу, но и отойти, отдалиться от нее. Определить меру,
правильные пропорции этого отдаления или уклонения —
300 Глава XIX. Искусство как форма культуры
одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал
о том, что для создания поэзии предпочтительней убедитель-
ная невозможность, нежели неубедительная возможность. Ху-