Дожник обязан создать нечто лучшее, чем сам образец

Выражение человеческих страстей

Совсем другое понимание искусства сложилось во второй поло-

вине XVIII в. в европейской культуре в связи с именем Жан-Жа-

ка Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссо

полностью отбросил классическую традицию в описании и ос-

мыслении искусства. Для французского философа искусство

Это не описание внешнего мира, а прежде всего выраже-

ние человеческих страстей и эмоций. Вскоре последова-

телями Руссо в Германии стали философ Иоганн Гер дер и поэт

Иоганн Гёте. Главной целью искусства они считали уже не вос-

произведение красоты и показ внешней реальности, а изобра-

жение внутренней жизни человека.

Искусство долго формируется, прежде чем соответствовать мер-

кам красоты, и все равно это подлинное, великое искусство, ча-

сто более подлинное и великое, чем искусство красивое. Ведь

человек по природе своей созидатель, и этот врожденный дар

пробуждается в нем, коль скоро его существование обеспече-

но... Так дикарь расписывает фантастическими краскам^ коко-

совые орехи, перья и свое тело. И пусть формы таких изображе-

ний совершенно произвольны, искусство обойдется без знания

и соблюдения пропорций, ибо наитие придаст ему характерную

цельность.

Верно ли, что искусство выражает только эмоции? Нет, ибо даже

в лирической поэзии эмоция не единственная и не решающая

черта. Конечно, великие лирические поэты способны на глу-

бочайшие эмоции, художник, не наделенный сильными чувст-

вами, никогда ничего не сможет создать, кроме поверхностно-

го и легкомысленного искусства. Из этого, однако, не следует,

что функция лирической поэзии и искусства вообще может

быть адекватно описана как способность художника освобо-

дить душу от чувств.

По мнению Э. Кассирера, подобно -всем другим символичес-

ким формам, искусство не есть лишь воспроизведение гото-

вой, данной реальности. Это один из путей, ведущих к объ-

ективной точке зрения на вещи и человеческую жизнь. Это

Глава XIX. Искусство как форма культуры 301

не подражание реальности, а ее открытие. Однако ис-

кусство открывает природу не в том смысле, в каком ученый

использует термин «природа». Художник открывает формы

природы, тогда как ученый открывает факты или законы

природы. Великие художники всех времен хорошо знали

эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий его

специфику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: