Выражение человеческих страстей
Совсем другое понимание искусства сложилось во второй поло-
вине XVIII в. в европейской культуре в связи с именем Жан-Жа-
ка Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссо
полностью отбросил классическую традицию в описании и ос-
мыслении искусства. Для французского философа искусство —
Это не описание внешнего мира, а прежде всего выраже-
ние человеческих страстей и эмоций. Вскоре последова-
телями Руссо в Германии стали философ Иоганн Гер дер и поэт
Иоганн Гёте. Главной целью искусства они считали уже не вос-
произведение красоты и показ внешней реальности, а изобра-
жение внутренней жизни человека.
Искусство долго формируется, прежде чем соответствовать мер-
кам красоты, и все равно это подлинное, великое искусство, ча-
сто более подлинное и великое, чем искусство красивое. Ведь
человек по природе своей созидатель, и этот врожденный дар
пробуждается в нем, коль скоро его существование обеспече-
но... Так дикарь расписывает фантастическими краскам^ коко-
совые орехи, перья и свое тело. И пусть формы таких изображе-
ний совершенно произвольны, искусство обойдется без знания
и соблюдения пропорций, ибо наитие придаст ему характерную
цельность.
Верно ли, что искусство выражает только эмоции? Нет, ибо даже
в лирической поэзии эмоция не единственная и не решающая
черта. Конечно, великие лирические поэты способны на глу-
бочайшие эмоции, художник, не наделенный сильными чувст-
вами, никогда ничего не сможет создать, кроме поверхностно-
го и легкомысленного искусства. Из этого, однако, не следует,
что функция лирической поэзии и искусства вообще может
быть адекватно описана как способность художника освобо-
дить душу от чувств.
По мнению Э. Кассирера, подобно -всем другим символичес-
ким формам, искусство не есть лишь воспроизведение гото-
вой, данной реальности. Это один из путей, ведущих к объ-
ективной точке зрения на вещи и человеческую жизнь. Это
Глава XIX. Искусство как форма культуры 301
не подражание реальности, а ее открытие. Однако ис-
кусство открывает природу не в том смысле, в каком ученый
использует термин «природа». Художник открывает формы
природы, тогда как ученый открывает факты или законы
природы. Великие художники всех времен хорошо знали
эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий его
специфику.