Тема «Причины возникновения социальных конфликтов»

1. Форма организации занятия: практическое (семинарское) занятие.

2. Значение изучения темы. Формирование представления о причинах возникновения социальных конфликтов и их роли в обществе.

3. Цели обучения:

- общая:

1) обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14)

2) обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умением применять их на практике (ПК-39)

- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69)

- учебная:

1) знать понятие социального конфликта и причины его возникновения;

2) уметь использовать знания о содержании и особенностях социального конфликта при решении ситуационных задач;

3) владеть навыками анализа социальных конфликтов с учетом его содержательных характеристик и уровней конфликтного взаимодействия.

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний: Представление составленных ситуационных задач. Групповое решение.

4.2. Основные понятия и положения темы: терминологический диктант (понятия: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент», «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон»).

4.3. Самостоятельная работа на занятии: решение ситуационных задач

Задача 1

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 2

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 3

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 4

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

5. Домашнее задание: подготовка к тестированию

1. Конфликт — это

а) борьба мнений

б) спор, дискуссия по острой проблеме

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре

д) столкновение противоположных позиций

2. Противоборство — это

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу

б) столкновение интересов

в) нанесение взаимного ущерба

г) борьба мнений

д) соперничество по поводу какого-либо предмета

3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другим

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации

4. Конфликтная ситуация — это

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений

г) причина конфликта

д) этап развития конфликта

5. Причина конфликта — это

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

д) то, из-за чего возникает конфликт

6. То, из-за чего возникает конфликт — это

а) мотивы конфликта

б) позиции конфликтующих сторон

в) предмет конфликта

г) стороны конфликта

д) образ конфликтной ситуации

7. Образ конфликтной ситуации — это

а) то, из-за чего возникает конфликт

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта

8. Инцидент — это

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

б) истинная причина конфликта

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

г) то, из-за чего возникает конфликт

д) необходимое условие конфликта

9. Стороны конфликта — это

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор)

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта

10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы

а) межличностному бурному и быстротекущему

б) межличностному, конструктивному

в) межличностному, экономическому

г) острому и длительному

д) деструктивному


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: