Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну:
1. Направленность – проявляется в потребности, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
2. Знание, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности – проявляются в темпераменте, характере, способностях.
З. Фрейд – основоположник теории и практики психоанализа. Основные положения это теории следующие: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. З. Фрейд выделяет 2 потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию».
Структура личности по З. Фрейду: ид, эго, супер-эго.
|
|
Теории личности
1. Психоанализ – представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
2. Бихевиоризм – трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
3. Гуманистическая психология – направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению.
Психологическая структура личности
1. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее (направленность, темперамент, характер и способности). Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входят особое сочетание знаний, навыков и умений.
2. Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
|
|
Моральный облик личности – система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности – устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
3. Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими. Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
3. Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия
Информационно-предметное обеспечение дисциплины включает:
1. Средства, содержащие в себе и способствующие передаче студентам учебной и научной информации, определенной целями обучения (например, печатные источники, Интернет, радио, телевидение, аудиовизуальные носители, мультимедиа).
2. Все материальные средства, которые используются в учебных целях и способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторное демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, механизмы, ТСО и т.п.).
Классификация средств обучения:
1. Учебники, учебные пособия, задачники и другие печатные средства.
2. Простые визуальные средства (оригинальные макеты, диаграммы, модели, графики, карты, картины).
3. Механические визуальные средства (диаскопы, микроскопы).
4. Аудиальные (проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и т.д.).
5. Аудивизуальные (телевизор, видеомагнитофон).
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры), обладающие возможностью решения современных дидактических задач.