На рубеже XIX - XX веков в США возникло новое направление экономической мысли - институционализм. Его основатель ТорстейнБундеВеблен (1857-1929 гг.) - отстаивал понимание экономики как эволюционной науки, изучающей категории общественной жизни, меняющиеся во времени. Т. Веблен подразумевал, прежде всего, способы мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленные в привычках групп или обычаях народа. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена».
Другой экономист, внесший большой вклад в становление и развитие институционализма, Джон РоджерсКоммонс (1862-1945 гг.) - в своей книге «Институциональная экономическая теория» (1934) так же, как и Т. Веблен, направил свои творческие усилия на поиск нестандартных, по тем временам, методологических средств экономического анализа [2, с. 225].
«Эффект Веблена» - феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что припрочих равных условиях, чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей. Реализации этого эффекта сопутствует так называемая демонстративная цена - заведомо необъективная надбавка, отражающая эксклюзивный характер товара [1, с. 543].
|
|
Т. Веблен - основатель институционализма подверг критике классическую политическую экономию. По мнению Веблена, сторонники этого направления экономической науки не учитывали идеи развития, их подход был статичным. Теория стоимости сохранялась в прежнем виде, хотя она отставала от запросов общества. Экономисты, считал Т. Веблен, занимались не тем, чем нужно. Они интересовались рыночной ценой, тогда как подлинная наука должна заниматься генетическим процессом.
Б. Селигмен писал, что теория Т. Веблена заключала в себе своеобразную теорию стоимости, что Т. Веблен «видел источник стоимости в способности благ приносить пользу обществу и личности. Нечто имеет стоимость постольку, поскольку оно увеличивает способность хозяйства производить товары и услуги». Стоимость, по его мнению, «проистекает из технического мастерства, численности населения и природных ресурсов... Распределение и обмен представляют собой лишь денежное выражение производственного процесса, и через их посредство стоимости преобразуются в частные доходы. Без распределения в денежной форме стоимость, безусловно, получила бы истинное выражение своей сущности». В теории «праздного класса» (одноименная книга Т. Веблена), отношение «неимущего непроизводственного» класса к экономическим процессам характеризуется как «отношение стяжательства, а не производства». Для представителей именно этого класса могут существовать особые цены на товары, символизирующие их «престижность», а не истинное представление закона спроса, что принято называть «эффектом Веблена». Он характеризует ситуацию, при которой снижение цены товара воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утраты его «актуальности», и тогда этот товар перестает пользоваться спросом, в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены растет
|
|