Вопрос 34. Концепция стоимости в трудах Веблена и Коммонса

На рубеже XIX - XX веков в США возникло новое направление экономической мысли - институционализм. Его основатель ТорстейнБундеВеблен (1857-1929 гг.) - отстаивал понимание экономики как эволюционной науки, изучающей категории общественной жизни, меняющиеся во времени. Т. Веблен подразумевал, прежде всего, способы мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленные в привычках групп или обычаях народа. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло по­нятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена».

Другой экономист, внесший большой вклад в становление и развитие институциона­лизма, Джон РоджерсКоммонс (1862-1945 гг.) - в своей книге «Институциональная эконо­мическая теория» (1934) так же, как и Т. Веблен, направил свои творческие усилия на поиск нестандартных, по тем временам, методологических средств экономического анализа [2, с. 225].

«Эффект Веблена» - феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что припро­чих равных условиях, чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребно­сти, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоя­тельных людей. Реализации этого эффекта сопутствует так называемая демонстративная цена - заведомо необъективная надбавка, отражающая эксклюзивный характер товара [1, с. 543].

Т. Веблен - основатель институционализма подверг критике классическую политиче­скую экономию. По мнению Веблена, сторонники этого направления экономической науки не учитывали идеи развития, их подход был статичным. Теория стоимости сохранялась в прежнем виде, хотя она отставала от запросов общества. Экономисты, считал Т. Веблен, за­нимались не тем, чем нужно. Они интересовались рыночной ценой, тогда как подлинная наука должна заниматься генетическим процессом.

Б. Селигмен писал, что теория Т. Веблена заключала в себе своеобразную теорию стоимости, что Т. Веблен «видел источник стоимости в способности благ приносить пользу обществу и личности. Нечто имеет стоимость постольку, поскольку оно увеличивает способ­ность хозяйства производить товары и услуги». Стоимость, по его мнению, «проистекает из технического мастерства, численности населения и природных ресурсов... Распределение и обмен представляют собой лишь денежное выражение производственного процесса, и через их посредство стоимости преобразуются в частные доходы. Без распределения в денежной форме стоимость, безусловно, получила бы истинное выражение своей сущности». В теории «праздного класса» (одноименная книга Т. Веблена), отношение «неимущего непроизводст­венного» класса к экономическим процессам характеризуется как «отношение стяжатель­ства, а не производства». Для представителей именно этого класса могут существовать осо­бые цены на товары, символизирующие их «престижность», а не истинное представление закона спроса, что принято называть «эффектом Веблена». Он характеризует ситуацию, при которой снижение цены товара воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утраты его «актуальности», и тогда этот товар перестает пользоваться спросом, в обрат­ной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены растет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: