Маркова А.К. разделила труд учителя на три составляющие: педагогическая деятельность,педагогическое общение и личность учителя. Личность учителя (её ценностные ориентации, смыслы, идеалы) является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении.
Структура личности учителя включает:
1. Мотивацию личности. Она обусловлена направленностью личности, включающей ценностные ориентиры, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.
2. Свойства личности. К ним относятся педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).
|
|
3. Интегральные характеристики личности. К ним в первую очередь относится профессиональное педагогическое самосознание учителя, т.е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале, а также индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал
Три интегральные характеристики труда учителя: педагогическую направленность, педагогическую компетентность и эмоциональную гибкость.
Иерархическая структура педагогической направленности учителя представлена следующим образом:
1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации индивидуальности;
2) направленность на себя, обусловленная потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
Под педагогической компетентностью учителя понимается гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.
Под эмоциональной гибкостью, понимается оптимальное гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя.