Межличностный конфликт

Психологическая защита.

Пси-я за-а — сис-ма меха-ов, напра-ых на минимизацию отрица-ых переживаний, связанных с конф-ми, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

Межличностный конфликт.

Межгрупповой кон-т – столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причины таких столкновений бесконечно многообразны.

Субъективные факторы в межличн-ом кон-те складываются на сонове индивидуальных (соц.-психологических, мировоззренческих) и др.собенностей личности.

В общении личностей чаще взаимодействуют не реальные люди, а стереотипы.

Стереотипы склады-ся в условиях деф-та информ-ии, предвзятых представлений, принятых в обществе или в пределенной соц.сфере.
Межличностная свместимость предполагает взаимное приятие партнера и совместную деятельность.

Межлич-ая несовместимость – взаимное неприятие партнера, основанная на несовпадении соц.установок, ценностных ориентаций, интересов,темпераментов, характеров и тд.

Межл.кон-ты могут протекать в форме соперничества, спора, дискуссии.

Процесс м-го восприятия: 1. Сам субъект какой он есть.

2. с-т, каким его он видит самого себя.

3. с-т, каким его видят окружа-ие.

Конфл-ая установка – предрасположенность и готовность дествов-ть в предпологаемом направлении опред.образом. Она вкл-ет цели, ожидания и эмоциональ-ю ориентацию сторон. В межличн-ом взаимодействии важную роль играют индивид-ые оппоненты, их личностная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность, пассивность, тип поведения и социокультурные различия.

Межличн-ая несовместимость может стать причиной эмоцио-го кон-та.

3. Природа конфликта.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.
Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться "по наследству", переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

4. Понятие социального конфликта

Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Итак, социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: