1) Политические предприниматели
Ролевая функция "брокераж":
- Активация (деактивация) границ
- Широкие связи
- Ресурсы
- Координация и репрезентация насилия
- Тренеры
- Консультанты и военные советники, политтехнологи,
- Представители криминальных группровок
2) Специалисты по использованию принуждения
- Силовые структуры (действующие, резервисты)
- Профессиональный спорт (90-е)
- Спортивные ассоциации (болельщики)
- Криминальные структуры (ОПГ)
- Частные охранные агентства (ЧОП)
Общественно политический режим:
1) Институционализированная
или
2) Неопартимониальная диктатура
Размах насилия в целом возрастает, когда:
1 - участники политических взаимодействий являются специалистами по применению насилия
2 - высока неопределенность по поводу исхода политических взаимодействий
3 - отсутствует третья сторона, с которой бы участники могли установить устойчивые отношений
4 - ставки политического исхода для партий/участников возрастают
Уровень координации возрастает, когда:
|
|
1- политические предприниматели создают связи с ранее несвязанными группами
2- власти контролируют вознаграждение и наказание за результат участников
3- категории делят основные блоки участников (гендер, раса, национальность, власть-оппозиция), фигурирующие в обычной жизни
4- основные участники организованы и учатся в стороне от насильственных столкновений
Международные факторы:
+ Международная интеграция
+ Включение в мировую экономику с привлечением инвестиций в реальный сектор
- Включение в мировую экономику через теневые каналы
+- Экономическое или политическое значение страны в рамках блока способно снижать фактор внешнего влияния
Оппозиция и органы правопорядка:
1) Использование армии ведет к высокому уровню организованного насилия
2) Наличие в руках полиции огнестрельного оружия ведет к его использованию
Использование публичных репрессий повышает легитимность протестующих и подрывает легитимность режима.
Использование репрессий:
1) Характер связей между силовыми структурами и органами государственного управления (налаженные формальные связи на основе дисциплины; устойчивые неформальные связи на фоне слабой системы формального подчинения)
2) Административно-командной инерции в виде устоявшейся практики взаимодействия силовых подразделений с оппозицией («мягкая» или «жесткая» стратегии).