Содержание разделов дисциплины

Раздел дисциплины Содержание раздела дисциплины Формируемые компетенции, Результаты обучения
  Введение в конфликтологию Конфликтология как наука о конфликтах, содержание и задачи спецкурса; общие вопросы истории и теории социологии конфликтов; объект и предмет конфликтологии, принципы и методы исследования конфликтов ПСК-5 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - историю развития отечественной конфликтологии; - основные теории и концепции конфликтологических идей в религиозных учениях; - основные теории и концепции конфликтологических идей в искусстве и культуре; - основы появления первых воззрений на конфликт; - предмет конфликтологии; - принципы конфликтологии; - методы конфликтологии; - понятийный аппарат конфликтологии; - причины, обуславливающие необходимость научной разработки проблем конфликтологии; - методологию изучения конфликта в философии и социологии; - теорию бесконфликтной модели общества; - особенности конфликтологической практики в России; - предназначение конфликтологии применительно к менеджменту; - методологические принципы исследования конфликтов. Уметь: - ориентироваться в периодизации отечественной конфликтологии; - определять место конфликтологии в ряду экономических, социологических и психологических дисциплин; - ориентироваться в истории конфликтологии; - - применять понятийно-категорийный аппарат конфликтологии в профессиональной деятельности; - использовать международный опыт в изучении конфликтов; - анализировать различные теории исследования конфликта. Владеть: - навыками анализа периодизации развития конфликтологии; - понятийным аппаратом конфликтологии; - навыками выявления теоретико-методологических проблем современной конфликтологии; - навыками применения на практике методологических принципов исследования конфликтов; - социологическим методом изучения конфликтов; - навыками научного подхода при изучении конфликтов.
  Общая теория конфликта Конфликт: понятие, составные элементы, структура; причины возникновения конфликтов; динамика конфликтов; классификация конфликтов; функциональность конфликтов ПСК-5, ПСК-14 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - различные трактовки понятия конфликта; - понятие «ложного» конфликта; - различие понятий «противоборство» и «противоречие»; - необходимые и достаточные условия конфликта; - составные элементы конфликта; - признаки наличия конфликтной ситуации; - значение инцидента в развитии конфликта; - роль конфликтных личностей в конфликте; - субъективные характеристики сторон конфликта; - формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию; - понятие «большого» и «элементарного» конфликта; - основные объективные причины конфликтов; - основные субъективные причины конфликтов; - объективно-субъективные причины конфликтов; - организационно-управленческие причины конфликтов; - социально-психологические причины конфликтов; - личностные причины конфликтов; - основные этапы конфликта; - сигналы конфликта; - сущность временных границ конфликта; - типичные формы эскалации конфликта; - особенности динамики различных видов конфликтов; - классификацию конфликтов по различным основаниям (направленности взаимодействия, значению для организации, характеру причин, природе возникновения, способу разрешения); - сущность конструктивных (функциональных) и деструктивных (дисфункциональных) функций конфликта. Уметь: - определять наличие конфликта; - различать понятия «противоборство» и «противоречие»; - определять необходимые и достаточные условия конфликта; - выявлять составные элементы конфликта; - выявлять признаки наличия конфликтной ситуации; - определять субъективные характеристики сторон конфликта; - определять роль конфликтных личностей в конфликте; - выявлять формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта; - определять объективные причины конфликтов; - выявлять субъективные причины конфликтов; - анализировать объективно-субъективные причины конфликтов; - выявлять организационно-управленческие причины конфликтов; - определять личностные причины конфликтов; - ориентироваться в процессах динамики конфликта; - определять сигналы конфликта; - определять временные границы конфликта; - выявлять условия, необходимые для признания конфликта начавшимся; - определять основные периоды в развитии конфликта: латентный, открытый, послеконфликтный; - определять принадлежность конфликта к определенному основанию классификации; - определять конструктивность и деструктивность конфликта. Владеть: - навыками определения наличия конфликта; - навыками выявления необходимых и достаточных условий конфликта; - навыками анализа составных элементов конфликта; - навыками определения наличия конфликтной ситуации; - методами описания субъективных характеристик сторон конфликта; - навыками определения объективных и субъективных причин конфликтов; - навыками анализа объективно-субъективных причин конфликтов; - навыками анализа социально-психологических и личностных причин конфликтов; - навыками определения временных границ конфликта; - навыками ориентации в основных периодах в развитии конфликта; - навыками определения условий для разрешения конфликта; - навыками классификации конфликтов; - навыками использования способов разрешения внутриличностных конфликтов; - навыками предупреждения конфликтов между личностью и группой.
  Конфликты в организации Организационные конфликты: понятие, виды, причины; конфликты между руководителями и подчиненными; психологические последствия конфликтов ПСК-14 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - сущность производственной организации; - отличие производственной организации от других видов организаций; - сущность организаций субъектного типа; - значение конфликтов для развития и функционирования организации; - причины конфликтов в производственных организациях; - объективные причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»; - субъективные причины конфликтов между руководителями и подчиненными; - условия и способы предупреждения конфликтов «по-вертикали»; - условия, способствующие конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными; - психологические последствия внутриличностных конфликтов (личностная и ситуационная тревожность, фрустрация, агрессия, апатия, регрессия); - роль механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта; - условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов. Уметь: - отличать производственную организацию от других организаций; - объяснять противоречивость существования производственной организации: инструментальность и функциональность; - выделять организации субъектного типа; - выявлять причины конфликтов в производственных организациях; - объяснять типовые конфликтные ситуации в производственных организациях; - выделять объективные причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»; - выделять субъективные причины конфликтов между руководителями и подчиненными; - предотвращать психологические последствия внутриличностных конфликтов; - использовать механизмы внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта; - предупреждать внутриличностные конфликты. Владеть; - навыками анализа производственной организации; - навыками определения организационных конфликтов; - навыками определения роли конфликтов для развития и функционирования организации; - навыками выявления причины конструктивных конфликтов в организации; - навыками определения причин деструктивных конфликтов в организации; - навыками определения объективных причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»; - навыками выявления субъективных причин конфликтов между руководителями и подчиненными; - навыками выявления условий предупреждения конфликтов «по-вертикали»; - навыками применения механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта.
  Управление конфликтами Предупреждение и профилактика конфликтов; способы разрешения различных видов конфликтов; переговорный процесс как форма регулирования конфликта; ооль руководителя в управлении конфликтами ПСК-5, ПСК-14 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - сущность действий по предупреждению конфликтов; - сущность действий по разрешения конфликтов; - основные стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение; - причины межличностных и групповых конфликтов; - смысл изменения конфликтной ситуации путем изменения одной из характеристик её элементов; - методологию педагогического и административного способов преодоления эмоциональных конфликтов; - принципы конструктивности критики; - структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов; - межличностные стили разрешения деловых конфликтов; - методологию использования сетки Томаса – Килменна; - сущность переговорного процесса как формы регулирования конфликта; - типологию переговоров; - основные этапы переговорного процесса; - техники переговорного процесса; - принципы ведения эффективной дискуссии; - факторы выбора формы посредничества в конфликте; - сущность регулирования конфликта как формы ослабления остроты конфликта; - сущность разрешения как формы полного завершения конфликта; - структурные методы завершения конфликта; Уметь: - применять различные действия для предупреждения и разрешению конфликтов; - прогнозировать конфликт; - выявлять причины и факторы межличностных и групповых конфликтов; - использовать коммуникативные, информационные, социально-психологические и организационные технологии при регулировании конфликта; - использовать возможности изменения конфликтной ситуации путем изменения одной из характеристик её элементов; - применять педагогический и административный способы преодоления эмоциональных конфликтов; - использовать структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов; - применять сетку Томаса – Килменна для анализа конфликта и выбора оптимальной стратегии поведения; - использовать переговорный процесс как форму регулирования конфликта; - использовать эффективную дискуссию; - выбирать формы посредничества в конфликте; - регулировать конфликт; - применять структурные методы завершения конфликта. Владеть: - навыками умения управлять течением конфликтов и предупреждать их; - навыками прогнозирования конфликта; - навыками изменения конфликтной ситуации; - навыками использования коммуникативных, информационных, социально-психологических и организационных технологий при регулировании конфликта; - навыками педагогического и административного способов преодоления эмоциональных конфликтов; - навыками убеждения; - навыками использования структурных методов разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; использование координационных механизмов; установление комплексных целей для организации; использование системы вознаграждений; - навыками применения межличностных стилей разрешения деловых конфликтов: тактики уклонения (игнорирования); тактики сглаживания (приспособления); тактики принуждения (соперничества); тактики компромисса; совместной работы над решением проблемы (сотрудничество); - методологией применения сетки Томаса – Килменна; - навыками применения переговорного процесса; - навыками определения факторов возможности переговоров; - навыки владения техниками переговорного процесса; - навыками выбора формы посредничества в конфликте; - методами регулирования и завершения конфликта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: