Некоторые теоретические положения и структура культуры

КРАТКО опишем теоретическую концепцию культуры, существующую в психологической антропологии. Обратимся к творче­ству Дж. Хонигмана, в частности к его книге "Культура и личность" (1954).

Ученый выделял два типа явлений, связанных с культурой: "соци­ально стандартизированное поведение — действия, мышление, чувства... некоторой группы" и "материальные продукты поведения... этой груп­пы". Термин "модель" (образец) (ключевой для психологической ан­тропологии) определяется Хонигманом как "относительно закреплен­ный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)". Модели культуры могут быть идеальными и реальными. Идеальные образцы культуры — желаемые стереотипы поведения, но не всегда реа­лизуемые в повседневной жизни. Модель может быть универсальной или особенной, специальной для класса, категории людей, например для мужчин или для женщин. Личность для Дж. Хонигмана "означает культуру, отраженную в индивидуальном поведении"3.

Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж. Хонигману, это происходит в процессе моделирования, формиро­вания стереотипов поведения в ходе энкультурации в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим ценностные ориен­тации, свойственные каждой культуре.

Энкультурация обусловлена рядом факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги, в первую очередь в книге "Дети шести культур" (1975). Понятийная схема энкультурации и соответственно культу­ры приводится (с небольшими изменениями) из указанной работы.

Природное окружение Поддерживающие субстанциональные системы    
Климат Флора Фауна Ландшафт ^ Вид хозяйства Социальная структура Системы защиты Социальный контроль Разделение труда   Проективные (экспрессивные) системы    
I История Религия Магия Ритуалы Искусство и отдых Игры Уровень преступности и самоубийств  
•""^ \ г  
Миграция Заимствования Изобретения   Детское обучающее окружение Типы воспитания детей  
S*    
                 

Взрослый индивид

Приобретенное

Поведенческие стили Ценностные приоритеты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: