КРАТКО опишем теоретическую концепцию культуры, существующую в психологической антропологии. Обратимся к творчеству Дж. Хонигмана, в частности к его книге "Культура и личность" (1954).
Ученый выделял два типа явлений, связанных с культурой: "социально стандартизированное поведение — действия, мышление, чувства... некоторой группы" и "материальные продукты поведения... этой группы". Термин "модель" (образец) (ключевой для психологической антропологии) определяется Хонигманом как "относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)". Модели культуры могут быть идеальными и реальными. Идеальные образцы культуры — желаемые стереотипы поведения, но не всегда реализуемые в повседневной жизни. Модель может быть универсальной или особенной, специальной для класса, категории людей, например для мужчин или для женщин. Личность для Дж. Хонигмана "означает культуру, отраженную в индивидуальном поведении"3.
Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж. Хонигману, это происходит в процессе моделирования, формирования стереотипов поведения в ходе энкультурации в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим ценностные ориентации, свойственные каждой культуре.
|
|
Энкультурация обусловлена рядом факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги, в первую очередь в книге "Дети шести культур" (1975). Понятийная схема энкультурации и соответственно культуры приводится (с небольшими изменениями) из указанной работы.
Природное окружение | Поддерживающие субстанциональные системы | |||||||
Климат Флора Фауна Ландшафт | ^ | Вид хозяйства Социальная структура Системы защиты Социальный контроль Разделение труда | Проективные (экспрессивные) системы | |||||
I История | Религия Магия Ритуалы Искусство и отдых Игры Уровень преступности и самоубийств | |||||||
•""^ \ | г | |||||||
Миграция Заимствования Изобретения | Детское обучающее окружение Типы воспитания детей | |||||||
S* | ||||||||
Взрослый индивид
Приобретенное
Поведенческие стили Ценностные приоритеты