Психологическая антропология

Деление  
По методу По предмету  
А. Б. В. Психоаналитический подход Психологический подход (теория научения) Этологический подход I. Традиционные этнопсихологические исследования II. Междисциплинарные исследования III. Проблемно-теоретические исследования  
       

Каждое из предложенных подразделений имеет свою собственную структуру:

A. 1. Психоаналитическая концепция культуры и ее разработка Г. Рохеймом. Современное бытие психоанализа — психоистория и пси-хо-антропология современной культуры (Г. Стейн). Этнопсихоанализ Дж. Деверо; 2. Положительный психоанализ А. Маслоу и Э. Фромма как теоретическая ориентация и научная программа психологической антропологии.

Б. 1. Исследование особенностей восприятия в различных культу­рах (цвет, геометрическая форма, красота и т. д.); 2. Межкультурный анализ познавательной деятельности. Мышление и культура; 3. Этносе-мантика.

B. 1. Анализ агрессивности и насилия в различных культурах; 2. Исследование эмоционально-психологических состояний в генетиче­ском и функциональных аспектах в условиях различных культур (не­нависть, любовь, страх, тревожность, гнев, привязанность); 3. Невер­бальная коммуникация у детей, взрослых и животных. Отношение де­тей к незнакомым и в традициях различных культур; 4. Ритуал и ритуа-лизация; 5. Ранний опыт (импринтинг) — специфически этоэтнологиче-ская проблема.

I. а. Психологический анализ форм народной терапии; б. Этнопси-хиатрия. Измененные состояния сознания; в. Изучение детства в усло­виях различных культур; г. Исследования национального характера — от "модальной личности" к современному анализу национально-особен­ного "Я".

П. а. Исследование религии в психологической антропологии; б. Экология и психологическая антропология; в. Взаимодействие психо­логической антропологии с биологией человека; г. Социальная психоло­гия и психологическая антропология.

III. а. Соотношение природного и культурного; б. Проблема нормы и патологии в культурах; в. Психологическая антропология — от изучения уникальности и специфичности культур к синтетическому анализу культурных различий и общечеловеческой природы.

В эту схему общей структуры исследований психологической антро­пологии необходимо внести небольшое дополнение. Оно касается ис­пользования (начиная с 80-х годов) в качестве теоретической ориента­ции интеракционистской концепции Дж.Г. Мида и его подхода к анали­зу "Я", а также применения общих принципов культурно-исторической школы Выготского—Леонтьева при сравнительном анализе влияния (или его отсутствия) на психологические особенности личности институали-зированных форм образования в различных культурах.

При изучении самых разнообразных аспектов культуры и личности психологические антропологи руководствуются рядом положений: от­стаивание идеи равноправия всех культур (в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода, критика тезиса о "высших" и "низших" культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: