В последнее время стали чаще говорить об аллюзии как о реминисценции.
Приём ассоциативной отсылки к известному факту реальной или виртуальной действительности, т.е. к современным событиям, историческим фактам, библейским текстам, к литературным фольклорным событиям и тд.
Пример:
Мы неплохо ведём облаву, много немцев у нас в плену, если кто позабыл Полтаву, пусть хоть вспомнит Березину.
… Там некогда бывал и я, но вреден север для меня.
Пушкин
Не будь иронии в судьбе, мы б не узнали о тебе.
Гафт
Я вам устрою «сцену у фонтана».
Золотой телёнок
Этот стон у них песней зовётся.
Какой-то журналист
Антономазия
«Ант» – против, «онома – имя. Буквально – переименование.
Использование собственных имён литературных или исторических героев для характеристики авторского/их персонажа/ей.
Пример:
Настоящий Ромео.
Не хватает сейчас Дон Кихотов, замещают их Рассинанты.
Вознесенский
Что может собственных Платонов и быстрых разумов Нефтонов (Ньютонов) российская земля рождать.
Ломоносов
Так же встречается употребление нарицательного имени в тексте вместо собственного.
Как сказал поэт, кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. (Речь о Пушкине).
Корсиканец - Наполеон
Для понимания фигур аллюзии и антономазии, должна быть общая прецедентная база.
Перифраза (Окольная фраза)
1) Вместо конкретного называния лица употребляется целое выражение. И в языковом социуме оно часто закрепляется как устоявшееся переименование.
Пример:
Холмогорский мужик - Ломоносов
Зиждитель мира – Царь небесный
Северная столица – Санкт-Петербург
Дочь Евы – женщина
Братья наши меньшие – животные
Певец Фелицы – Державин
Страна восходящего солнца – Япония
Крыша мира – Памир
Туманный Альбион – Англия
Дневное светило – солнце
2) Собственно перифраза – целое описание какого-либо исходного лица, предмета, ситуации, целого предложения или целого текста.
Пример:
Ты знаешь край, где всё обильем дышит.
Отчизна голошек, вареников, мазанок и чубов.
Перифраза - любимая фигура Н.В. Гоголя.
С длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице, и к уроду и насильно пудрит уже несколько тысяч лет весь род человеческий. (Седина).
Гоголь