Художественное преувеличение качеств, свойств или количеств лиц или предметов, или ситуаций.
Пример:
Шаровары шириной с чёрное море.
Гоголь
В 140 солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла, - на даче было это.
Маяковский
Уж ничего простить нельзя, я выжег душу, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий.
Маяковский
Литота
1) Художественное преуменьшение лица, предмета или ситуации, которое всё равно с точки зрения автора обладает само по себе маленькими размерами.
Пример:
Мальчик с пальчик.
Мужичок с ноготок.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Грибоедов
Фигуры неподобия
Основываются на преобразовании происходящего по ассоциативной связи несходства двух содержаний и двух языковых знаков.
Можно разбить на некоторые группы.
1) Характеризуется тем, что два неподобных языковых знака, простых или сложных, объединяясь, создают вместе стилистическую фигуру. (Кстати, очень выразительную).
Антонимы
|
|
Слова, всегда обозначающие два противоположных значения, расположенных на одной смысловой оси. Смысловая ось является родовым некоторым признаком по отношению к каждому из антонимов.
Пример:
Хороший – плохой (ось: качество)
Горячий – холодный (ось: температура)
Толстый – тонкий (ось: объём)
Это обыкновенные антонимы. Они, употребляясь, могут создать какую-то фигуру, основанную на противопоставлении двух знаков. (их можно легко найти в словаре антонимов)
Наиболее выразительными в стилистическом аспекте являются контекстные антонимы. (их в словаре антонимов не найти)
Пример:
Они сошлись; волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не так различны меж собой.
Пушкин
«Преступление и наказание»
«Война и мир»