Проблема происхождения естественного человеческого языка не является чисто лингвистической. Она решается в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Вопрос происхождения языка интересовал человечество с самых давних времен. Уже в библейских легендах обозначились две противоположные точки зрения:
• язык не от человека – в I главе Книги Бытия говорится, что Бог сотворил мир и человека словесным заклинанием;
• язык от человека – во II главе Книги Бытия говорится, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек сам дал им имена.
В раннем средневековье (IV век до н.э.) Григорий Нисский опроверг теорию происхождения языка как «божественного дара», утверждая, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов.
В античном языкознании вопрос о происхождении языка был поставлен в рамках общих философских дискуссий о сущности языка. В греческой (а позднее и в эллинистической) науке существовали две теории языка и его происхождения:
• биологическая обусловленность возникновения языка;
• искусственность, сознательный характер возникновения языка в обществе.
Эти два борющихся направления продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до середины XIX века.
К биологическим гипотезам происхождения языка относятся я теории звукоподражания и теория междометий.
Согласно теории звукоподражания язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Звукоподражание понималось широко, как собственно звукоподражание (подражание звуком звуку), так и звукосимволизм (подражание звуком не-звуку).
Сильные стороны теории:
• признание существования первоначальной связи между звуком и
значением в словах языка;
• признание естественного, природного характера этой связи.
Недостатки теории:
• недооценка социальных условий возникновения языка;
• абсолютизация принципа звукоподражания (есть так называемые «безгласные» слова – «камень», «дом» - происхождение которых не вписывается эту теорию).
Согласно теории междометий язык возник в результате того, что первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающиеся эмоции.
Недостатки теории:
• причина возникновения языка сводится только к экспрессивной функции;
• междометий в языке немного, а на вопрос о происхождении других слов теория не дает ответа.
К социальным гипотезам происхождения языка относят теорию «трудовых выкриков» и теорию социального договора.
Теория «трудовых выкриков» сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. «Трудовые выкрики» ничего не выражали (ни эмоций, ни мыслей), а являлись лишь средством оптимизации (ритмизации) и согласования трудовой деятельности коллектива людей. Им не присуща ни одна из характерных для языка функций.
Сущность теории социального договора состоит в том, в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Недостаток
• она ничего не дает для объяснения первобытного языка, так как для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык. На котором «договариваются».
Социально-биологическая теория изложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и объединяет биологические и социальные предпосылки возникновения языка как реакции на потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и номинативная, и экспрессивная функции языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, а не как индивидуальное свойство отдельной особи.
Основные положения учения Энгельса о происхождении языка:
• вопрос о происхождении языка нельзя рассматривать вне происхождения человека;
• происхождения человека нельзя доказать научно, а можно только выдвинуть гипотезы;
• проблема происхождения языка не является чисто лингвистической; ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей разных наук (истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, общей теории коммуникации, семиотики, этнографии);
• язык является одной из основных и первых характеристик человека, без языка человек не мог бы быть человеком;
• так как «язык – важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин), то он появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения»;
• язык выражает понятия, которых нет у животных (наличие этих понятий отличает человека от животных);
• факты языка с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка (сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания);
• язык возник в виде звуков.
Вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей решается на основании реальных исторических данных.
Таких данных больше всего о языках периода развития наций, когда возникла наука о языке; меньше – о языках периода складывания народностей (здесь важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники); еще меньше информации о реальных чертах языков родоплеменных.
О первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.