1. Волшебность (искажает и эксплуатирует потребность в сверхсмысле):
· усиление: данная мифология обещает каждому чудесное усиление своих ресурсов, которое связывается с обладанием неким предметом;
· антропоморфность (искажает и эксплуатирует потребность в познании, освоении мира): мифология эксплуатирует особенность нашего мышления, одушевляющего объекты окружающего мира и заставляющего ждать этого одушевления;
· тотемичность (искажает и эксплуатирует потребности в познании, освоении мира и мировоззрении); мифология придает объектам статус загадочных и могущественных существ, перед которыми недолго и оробеть, но владение ими так приятно...;
· загадочность;
· символичность: эта мифология склонна придавать объектам значение символов успеха.
2. Псевдоэкзистенциальность (искажает и эксплуатирует потребность в безопасности):
· ложные смыслы жизни: смысл жизни декларируется в следовании некоторым условным действиям (следование моде, накопление денег и т. д.);
· замена процесса обладанием (псевдосчастье);
|
|
· бегство от действительности (развлечения, гиперинформированность, трансы);
· стремление отгородиться: при применении этой мифологии Вас будут стараться убедить, что совершение некоторой последовательности действий, владение некоторыми объектами даст Вам покой и безопасность.
3. Ложное слияние (искажается и эксплуатируется потребность в слиянии с каким-либо существом).
В отличие от З.Фрейда, Э.Фромм разделял Эрос на физиологическую, эротическую потребность и глубинное стремление к духовному слиянию с каким-либо объектом / субъектом. Данная мифология и предлагает подобное слияние.
4. Ложное творчество (искажается и эксплуатируется потребность в творчестве).
Вместо действительного творчества данная мифология обещает его имитацию.
5. Качественные искажения информации (искажается и эксплуатируется потребность в познании, освоении мира).
В этой мифологии под формальными признаками беспристрастного информирования скрываются глубинные структурные искажения ситуации.
6. Замена деятельности наблюдением (искажается потребность в познании мира).
Потребителя информации можно обездвижить неким периодическим и развивающимся действием. Например, передачей по TV футбола, хоккея, новостей.
7. Ложные препятствия, опасность (эксплуатируется потребность в проявлении воли).
Внушается мысль, что обладание данным объектом требует силы воли, мужества, так как оно опасно или опасен путь его получения.
8. Искажения мировоззрения (эксплуатация потребности в мировоззрении): ложные стереотипы, роли, сценарии поведения: нет ложных сценариев жизни – каждый живет так, как может.
|
|
Установки
Что касается информационного противоборства, стороны дают своё видение ситуации, соответственно они стараются доказать истинность и верность своей точки зрения. Возникает конфликт. Конфликтующие стороны предполагают его продолжение до «победного конца», то есть того момента, пока они не убедят других в своей правоте и не будут доминировать. Всё зависит от установок в конфликтной ситуации. Если стороны хотят согласовать свои действия, конфликт решится мирным путём. Если же они не согласуются, не уступают, конфликт не будет решён гармонично, и возможно даже применение силовых действий.
Негативные психологические установки и восприятие
Психологическая установка представляет собой положительное отношение к какому-либо человеку или объекту. Негативная психологическая установка – прямая противоположность.
Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Если установка одной стороны по отношению к другой положительна (или отрицательна), то её преимущественное восприятие скорее всего будет положительным (или отрицательным).
Участники конфликта обычно видят себя более морально устойчивыми, а иногда более одарёнными и способными, чем противная сторона.
Установки и соответствующее им восприятие имеют тенденцию к сходству у обеих сторон конфликта. Это явление известно как феномен “зеркального образа”.
Существование “зеркального образа” часто не осознается сторонами конфликта.
Эффекты негативных установок и восприятия
· При наличии негативных установок и восприятия легче винить противную сторону в собственных неприятностях. Поскольку людям свойственно искать виноватых, чтобы объяснить свои проблемы, а ответ на вопрос о том, кто несет ответственность, часто неоднозначен, те, кто вызывают неприязнь и недоверие, часто становятся объектами обвинений, а те, кто нравятся, высвобождаются от обвинений. Негативные установки способствуют эскалации конфликтов.
· Когда противная сторона вызывает недоверие и её неоднозначные действия истолковываются как угрожающие, сомнения в её лучших намерениях сильны, а вера в них слаба. Это способствует зарождению страха и эскалации защитных действий.
· Ослабление факторов, которые сдерживают возмездие в ответ на провокацию. Агрессия против стороны, которая вызывает уважение и симпатию, обычно совершается с нежеланием, даже если она явно считается виновной в неприятностях. На агрессию против стороны, которая не заслуживает уважения и симпатии, идут с готовностью.
· Мешающие общению. Людям свойственно избегать тех, к кому они настроены враждебно. По мере нарастания противоречий связи между представителями противоположных сторон ослабевают. Это способствует непониманию и умножению разногласий, а также затрудняет достижение их мирного урегулирования.
· Негативные установки и восприятия создают тенденцию к снижению эмпатии по отношению к другому. Другая сторона кажется столь чужой, что трудно поставить себя на её место. Более того, имеется ещё и простое объяснение отсутствию сочувствия: действия противной стороны рассматриваются как мотивированные злом. Отсутствие эмпатии, подобно отсутствию общения, взращивает непонимание.
· Негативные установки и восприятия формируют ожидание соперничества по принципу “всё или ничего”. Из-за этого кажется, что ориентироваться на разрешение проблемы бесполезно. Позиции сторон становятся жёсткими, созидательное начало в них пропадает.
· Негативное восприятие доходит до крайности, другая сторона начинает представляться демоническим врагом, а конфликт – войной света и тьмы. Мы избранные, а они “империя зла”.
|
|
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000. 240 с.
Барынькин В.М. Понятийный аппарат теории информационного противоборства (информационной борьбы). – М.: ВАГШ, 1998. – 68 с.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект-пресс, 1996. 248 с.
Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях, монография. – М.: Изд-во МИФИ, 2003. – 388 с.
Меткин М.В. Теоретические и практичес.кие аспекты разрешения конфликтов: Учебное пособие – М.: Изд-во Линк, 2001. – 382 с.
Поздняков А.И. Информатика и ее роль в укреплении обороноспособности страны (философский анализ). – М.: ВПА им. Ленина, 1991. – 92 с.
Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Ваклер, 2001. – 190 с.
Турко Н.И. Основы информационного противоборства. Концепция информационного противоборства ВС РФ. – М.: ВАГШ, 1998. – 74 с.