Богословие иконы с IV по VII вв

В начале 4 в ситуация в Церкви меняется. Это отразилось на искусстве. Происходят значимые изменения. Если первые три века ничего не написано об иконах, то в 4 веке у отцов вполне сформированное богословие иконы. Важным для иконоведения являются слова св.Василия Великого: “Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу”. Эта мысль войдет в формулировки 7 Вселенского собора. Икона нас соединяет с первообразом. Это важная функция иконы. Св.Василий Великий икону сравнивал с образом императора. “Если мы называем изображение императора императором, то мы не имеем в виду двух императоров”.

Василий Великий говорит об иконе как о книге, которая ярко повествует о событиях, даже ярче, чем простое повествование. Это уподобление иконы слову и предпочтение образа. Василий Великий – один из первых богословов иконы. Св.Григорий Нисский продолжая мысли Василия, говорит о естественности изображения. Он говорит, что Бог Художник, и нас создал художниками. Икона возводит нас к смысловым сущностям. Красота мира не объясняется рациональными параметрами. Св.Григорий говорит об эмоциональном воздействии на человека изображения, это психологическое воздействие. Эти мысли во многом оговаривают богословие иконы. И Златоуст также высказывает мнение о существенном значении иконы. Св.Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийский говорят о чудесном проявлении икон, о чудесах от икон. Эти столпы православия – защитники икон. Но наряду были и иконоборцы: Евсевий Кесарийский. Он признает наличие икон от древности, но он не признает полноты человечества во Христе, не признает воплощение Христа, соответственно и иконы. Все это предпосылки секулярного, светского искусства. Евсевий был сторонником такого светского аллегорического искусства, в то время как икона есть духовное изображение образа – возводит к первообразу. Отцы каппадокийцы – сторонники реалистической, традиционной иконографии. Важным текстом является письмо Нила Синайского к эпарху... Олимпиодор, который хотел в алтаре изобразить иконы, рыбную ловлю, охоту. Нил говорит, что это детское сознание. Это, конечно, аллегории, но если это занимает много пространства, то это отвлекает от молитвы. Это уже нехрамовое искусство. У эпарха проявляется стремление к украшению. Нил против такого украшения храма: в алтаре – лик Христа, а в храме сюжеты Ветхого и Нового Заветов, это реалистическая иконография. Преподобный Нил в начале 5 в отвергает аллегорию. Церковь постепенно вытесняет аллегорию. На тогда православном Западе не было такого глубокого понимания, которое было на востоке. Св.Григорий Двоеслов пишет в Марсель два письма, где видно, что нет глубокого познания, переживания иконы, он порицает уничтожение икон, но хвалит уничтожившего их епископа за ревность. Это письмо епископу Сиренусу. Григорий Двоеслов не допускает поклонения, но видит важность изображения для научения неграмотных. Все это ущербность запада. Там нет глубины понимания иконы.

В 7 в на востоке евреи отказались от изображений в синагогах и обличают христиан за изображения. Создаются апологетические труды св.Леонтия Кипрского в защиту икон. Все это до иконоборчества. Он приводит аргументы, исходя из Ветхого Завета. Почитание икон не отвлекает, а подвигает к поклонению первообразу. Если изображение с иконы пропадает, то доски сжигаются. Об этом говорит еп.Леонтий. До иконоборческих споров авторитетом Вселенского собора обладал 692 г. Трулльский, сделал важные постановления об иконе. К этому времени аллегорические изображения перестают употребляться и собор запрещает моленные аллегории, правило 82. На западе моленная аллегория продолжает существовать. В 12 в был всплеск аллегории в изображениях Первой Ипостаси и такие всплески были до 17 века. Раннехристианские аллегории проявляются в конце 19-20 вв. Это часто можно видеть в облачении. Это уже ущербная традиция, которую лучше избегать, но ломать здесь копья тоже не стоит. Это дальний путь водительства ко Христу. Аллегория может скорее запутать несведущего человека. Немоленная аллегория будет присутствовать и дальше.

73 правило Трулльского собора запрещает изображение Креста Христова на попираемых местах, но крестовидный случайный орнамент – это совсем другое. И на земле, где ходят, нельзя изображать Крест Христов.

100 правило запрещает нечистые изображения, т.е.плотские, где бы то ни было.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: