Самовоспитание

Современный этап развития педагогической науки и практики характеризуется преобладанием субъектно-субъектных представле­ний о воспитательном процессе, т.е. активностью наделяется не только педагог, передающий общественно-исторический и культур­ный опыт, но и воспитанник, творчески усваивающий и интерио-ризующий этот опыт. Следовательно, важнейшей и неотъемлемой стороной воспитания является самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспиты­вающихся в общей социальной среде.

Самовоспитание — это систематическая и сознательная деятель­ность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объектив­ной цели как субъективного желательного мотива своей деятельно­сти. Формируя и реализуя такой мотив, человек сталкивается с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) труд­ностями, преодоление которых требует его волевых усилий.

Но только на определенной стадии развития личности (в пер­вую очередь, ее общественного самосознания) человек начинает осознавать не только внешние, но и внутренние источники своего поведения и на основе этого может (в некоторых пределах) целе­направленно изменять и корректировать мотивы, цели и способы деятельности.

Это требует определенной зрелости ценностно-смысл свой сфе­ры, поэтому в раннем и дошкольном детстве вопрос о самовоспита­нии не стоит, но уже в младшем школьном возрасте в деятельности


Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 95

ребенка происходят значительные сдвиги в сторону внутренней мотивации по самоизменению (преодоление черт характера, субъ­ективно воспринимаемых как негативные, и формирование у себя желательных личностных качеств). Задача педагога на этом эта­пе — поддержать имеющееся в ребенке стремление к самосовер­шенствованию и на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей оказать ему помощь в постановке и осуществлении целей самовоспитания, которое является составной частью и ре­зультатом воспитания. Ведь так же как при обучении основная за­дача педагога — «научить учиться», так и в воспитании важно «вос­питать внутреннего воспитателя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: