Практические задания. 1.Проверьте уровень развития своей опосредованной памяти, выполнив пиктограмму и проанализировав особенности мнемиче- ской деятельности

1.Проверьте уровень развития своей опосредованной памяти,
выполнив пиктограмму и проанализировав особенности мнемиче-
ской деятельности.

2. Проверьте уровень развития своего мышления (образного и
вербального), проанализируйте связь разных видов мышления в
структуре своего интеллекта.

3. Выполните тест на креативность, проанализировав уровень
развития и соотношение образной и вербальной креативности в
структуре своего интеллекта.

4. Проведите изучение своих индивидуальных особенностей,
выявив соотношение различных типов акцентуации в своем харак­
тере.

5. Проанализируйте свои личностные качества на основе дан­
ных проективной методики — выполните рисунок «Несуществую­
щее животное». Попробуйте разработать стиль деятельности и об­
щения, адекватный для вас, исходя из данных двух последних мето­
дик, и сопоставьте его с тем стилем, которого вы придерживаетесь
в реальной жизни.

Для проведения тестирования попросите кого-то из своих зна­комых предъявить вам стимульный материал тестов, но не давайте ему инструкции по анализу результатов и не заглядывайте в нее сами до проведения диагностики. Если вы будете знать способ ин­терпретации заранее, данные не будут объективными. После полу­чения материала, проанализируйте полученные данные и сделайте заключение. При желании можно провести психологическую ми­ни-диагностику и своих знакомых.

Пиктограмма

Стимулъный материал. Для проведения пиктограммы испытуе­мому предлагаются лист белой бумаги (стандартный лист А4), про­стой карандаш и набор слов для запоминания. Может быть исполь-


456 Часть 11. Психология

зован следующий набор из 15 слов и словосочетаний (которые рас­сматриваются как одно слово): веселье, пища, строгость, занятие, наказание, теплый ветер, болезнь, обман, гипотеза, расставание, развитие, свет, радость, страх, веселая компания.

Инструкция. «Я вам сейчас прочитаю слова, которые надо хоро­шо запомнить и повторить через 30 мин. Слов много, поэтому мож­но на этом листке нарисовать что-нибудь, что напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не име­ет значения, важно только, чтобы они правильно отражали содер­жание слова».

Проведение теста. Экспериментатор медленно читает приведен­ные выше слова и словосочетания, следя за тем, чтобы испытуе­мый не рисовал буквы, но только определенные знаки. Время, от­пускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено 1—2 мин. Если испытуемый начинает увлекаться, вырисовывать детали и добав­лять что-то к первоначальному рисунку, необходимо напомнить, что качество картинки не имеет значения. Если человек продолжа­ет рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следу­ющее слово.

После окончания работы экспериментатор должен пронумеро­вать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок относится к како­му слову. Можно попросить об этом и самого испытуемого. Через 20—30 мин после проведения теста испытуемому предъявляют лис­ток бумаги с его рисунками, и просят вспомнить слова. Фиксирует­ся количество правильно воспроизведенных слов, а также количе­ство ошибок. При этом воспроизведение, например, слова «разлу­ка» как «расставание» считается правильным.

Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объ­ем непосредственной памяти и в норме составляет 13—14 слов (т.е. практически 100%-ное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помо­щи анализа рисунков. При этом у людей с низким уровнем мышле­ния рисунки мало связаны с темой, либо их связь поверхностная, а при высоком уровне образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности.


Практические задания



Необходимо отметить те случаи, когда человек рисует практи­чески однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень опосредованной памяти и мышления ком­пенсируется хорошей механической памятью.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги говорит о спо­собности человека правильно организовать свою деятельность. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той по­следовательности, в которой даются слова, так что их даже не тре­буется специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на од­ной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации являет­ся вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают один на другой, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Тест Айзенка (отрывки) Стимулъный материал.

4 5 Рис. П.1


458 Часть!!. Психология

V V

о I

5 Рис. П.2

Рис. П.З


М/

О



Практические задания



Инструкция. Для первых 2 фигур: какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата (см. рис. П.1, П.2)? (Запиши­те номер в квадрате.)

Для 3 фигуры: подчеркните лишнее (см. рис. П.З).

Анализ результатов. В первом задании правильный ответ — фигу­ра 6, так как сектор поворачивается на 90° против часовой стрелки в каждом столбце и в каждом ряду.

Во втором задании правильный ответ — фигура 1, есть три очертания голов, три типа носов, ртов и бровей, каждый встреча­ется один раз в каждом столбце и в каждом ряду.

В третьем задании правильный ответ — фигура 4, идентичные фигуры 1 и 3, а также 2 и 5.

За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 бал-

лов.

Словесные пропорции Стимульный материал.


X скульптор

стихотворение Y

X бусина

цепь

X информировать спорить


А проза — скульптор Б песня — постамент В строфа — музыкант Г поэт — статуя Дсборник — выставка

А звено — жемчуг Б звено — бусы В часы — жемчужина Г натяжение — сжатие Д железо — бижутерия

А шутить — зубрить

Б мирить — обманывать

В разговаривать — спорить

Г дискутировать — сообщать

Д разговаривать — предполагать



Часть!!. Психология



X кожура животное Y

X коробка пробка Y

X олень бивни

тенор

контральто

гильотина

повесить

ежевика

дерево

X скорлупа горох у


А птица — скорлупа

Б скорлупа — шелуха

В хищник — млекопитающее

/"шерсть — мандарин

Дкожа — апельсин

А штопор — гвоздь Б сургуч — ручка В затычка — контейнер Г глупый — пустой Д бутылка — крышка

А слон — рога

Б солонина — оленина

В хобот — нос

Г слон — олененок

Дзубы — копыта

А певец — ария Б сопрано — бас В соната — опера /"солист — баритон Дсоло — песня

А виселица — обезглавить Б веревка — удушить В пират — король /"расстрелять — пистолет Д помиловать — угощение

А куст — малина Б пальма — ананас В лес — заросли /"яблоня — медведь Дяблоко — куст

А зеленый — твердый Б сладкий — хрупкий В суп — мусор /"стручок — орех Д семена— панцирь


Практические задания 461

А бык — свинина

Б хлев — стойло конина

В говядина — лошадь

Р Гстадо — конница

Дседло — жаркое

А заманчивый — лестный
X предложение Б текст — страница

предложение В слово — абзац

Г предлог — залог Д фраза — рассмотрение

Инструкция. Посмотрите на эти слова. В левой колонке написа­ны пропорции, в которых недостающие слова обозначены как Хи Y. Подумайте и выберите среди предложенных для ответа слов из правой колонки пару, которая подходит к данной пропорции. По­мните, что только одна пара из предложенных вариантов является правильным ответом.

Проведение теста. Все пропорции предъявляются одновремен­но. Ответы не проговариваются вслух, но нужные слова подчерки­ваются.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных об­ращается внимание только на количество правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — О баллов. В норме нужно набрать 10—11 баллов.

Тест Гилфорда «К р у ж к и»

Стимульний материал. На листе белой бумаги расположен 21 кружок (3 ряда по 7 штук в каждом).

Инструкция. Посмотрите на эти кружки. Вам надо дорисовать каждый из них так, чтобы получилась какая-то картинка. Труд­ность заключается в том, что эти картинки должны быть связаны между собой и служить иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разворачивается в той же последовательности, в кото­рой расположены картинки на бумаге.

Проведение теста. После инструкции дается лист бумаги с нане­сенными на ней кружками и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15—20 мин. После окончания рисования испы-


462 Часть П. Психология

туемого просят дать название рассказу и передать (или записать) его содержание. При рассказе он должен опираться на сделанные рисунки, которые являются своеобразной схемой рассказа. Если какой-то кружок пропущен, необходимо указать на эту ошибку и дать возможность исправить ее по ходу дела.

Анализ результатов. Оценка рисунков (образная креативность). При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов (например, дается не одно, а 2—3 возможных варианта рисунка). Максимальное количе­ство баллов — 3, минимальное — 0 (при отказе). Гибкость оценивает­ся по количеству использованных категорий в содержании рисун­ков (например, рисуют только людей, или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, а макси­мальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких ка­тегорий). Оригинальность разных категорий оценивается следующи­ми баллами: 1 —животные, пища, транспорт; 2 — игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 — мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 — предметы туалета, светильники, музыкаль­ные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности оценивается и сам характер рисунка. При отказе рисовать, воспроизведении тождест­венного контура рядом или внутри основного круга — 0 баллов. До­рисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (солнышко, шарик, рамка) — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных эле­ментов, соединенных с основным контуром — 2 балла. Основной контур является частью других предметов или их деталью (включе­ние) — 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие — 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая под­чинена одному смысловому центру, связанному с основным конту­ром, — 5 баллов.

В норме испытуемые должны набрать 6—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за ха­рактер рисунка. Эта нормативность не зависит от возраста. При большом количестве баллов (от Ни выше) можно говорить, о вы­соких творческих способностях человека, его одаренности. Люди, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творче-


Практические задания 463

скими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуаль­ный уровень.

Рассказ (вербальная креативность) также оценивается и по по­казателям гибкости, беглости и оригинальности, и по общему со­держанию. При отказе — 0 баллов. При отсутствии цельного рас­сказа, который заменяется словесным пересказом отдельных ри­сунков-кружочков — 1 балл. При наличии нескольких, не связанных эпизодов, объединяющих в единое целое несколько рисунков — 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рас­сказа, сказки), который связывает рисунки во всех кружках, оцени­вается в 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисун­ки — 4 балла.

Количество баллов, набранных при подсчете вербальной и об­разной креативности, не суммируется, они оцениваются отдельно и их показатели сравниваются между собой.

Анкета Шмишека

Стимулъный материал.

1.Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Обидчивы ли вы?

3. Случалось ли вам когда-либо быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делае­
те, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детстве?

6. Может ли ваше настроение изменяться от ликующей радости
до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компаниях в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований на­
ходитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не
хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11.Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете обиду?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы после того, как опустили письмо в почто­
вый ящик, проверить не застряло ли оно?

15. Всегда ли вы добросовестны в работе?


464 Часть II. Психология

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Считаете ли вы других людей малопедантичными?

18. Сильно ли ваше настроение зависит от жизненных событий
и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Бывает ли ваше настроение чаще всего подавленным?

21. Были ли у вас истерические припадки или истощение нерв­
ной системы?

22. Склонны ли вы к состоянию сильного внутреннего беспо­
койства или страстным стремлениям?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на одном месте?

24. Боритесь ли вы за свои интересы, когда кто-либо поступает
с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Очень ли вам мешает неровно постланная скатерть или косо
повешенная занавеска? Устраняете ли вы сразу эти недостатки?

27. Боялись ли вы в детстве оставаться один(на) в квартире?

28. Часто ли у вас без причин меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
. 30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством ра­
дости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных меро­
приятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мне­
ние по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с боль­
шой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступи­
ли несправедливо?

, в 8. Трудно ли вам спускаться в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу также мед­
ленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы в школе читали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?


Практические задания 465

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так
изматывали вам нервы, что вы не ходили на работу (в институт)?

45. Можно ли сказать, что вы и в неудачах не теряете чувства
юмора?

46. Делаете ли вы шаг к примирению, если вас кто-либо ос­
корбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы из института, с работы или из дома, если у вас
там что-нибудь будет не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или ва­
шими родственниками может случиться какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли вам выступить на сцене перед большой аудито­
рией?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если кто-ли­
бо умышленно вас грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете ли вы в
отчаяние?

55. Нравится ли вам организаторская работа?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, если на пути встре­
чаются препятствия?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, книга и т.п., что
слезы выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышля­
ли над своим будущим или какой-либо проблемой?

59. Приходилось ли вам в школе пользоваться подсказкой или
списывать домашнее задание?

60. Трудно ли вам пройти ночью через кладбище?

61. Следите ли вы внимательно за тем, чтобы каждая вещь в
доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а
проснуться в удрученном и еще несколько часов находиться в нем?

63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

64. Страдаете ли вы головными болями?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливы с людьми, не открывая
своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

30 - 4455


466 Часть II. Психология

68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем
как уйти, выключены ли приборы, заперта ли дверь и т.п.?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя «на седьмом небе», хотя
объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в детстве или в юности в кружке
художественной самодеятельности, драмкружке и т.п.?

74. Тянет ли вас иногда вдаль?

75. Находите ли вы будущее пессимистичным?

76. Может ли ваше настроение изменяться от высочайшей ра­
дости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской ком­
пании?

78. Долго ли вы злитесь?

79. Сильно ли вы переживаете, если у другого человека случи­
лось горе?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист тетра­
ди, если вы поставили на нем кляксу, сделали ошибку и т.п.?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторож­
ны, чем доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли прыгнуть с моста
или под приближающийся поезд (но не как попытка самоубий­
ства)?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных мыслей
и не думать о них постоянно?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы во время беседы молчать (да) или вы
словоохотливы (нет)?

88. Смогли бы вы, если бы пришлось играть в спектакле, с пол­
ным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о
себе?

Ключ к анкете

Гипертимная акцентуация

Да- 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77


Практические задания 467

Коэффициент — 3

Боязливая (тревожная,психастеническая) акцентуация

Да- 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

Нет- 5

Коэффициент — 3

Дистимнаяакцентуация

Да - 9, 20, 43, 75, 87

Нет - 31, 53, 65

Коэффициент — 3

Педантическаяакцентуация

Да - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

Нет - 36

Коэффициент — 2

Возбудимаяакцентуация

Да - 8, 22, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Коэффициент — 3

Эмотивная(сензитивная) акцентуация

Да- 3,13, 35, 46, 47, 78

Нет - 25

Коэффициент — 3

Застревающаяакцентуация

Да - 2, 15, 24, 34, 36, 56, 68

Нет - 37

Коэффициент — 3

Демонстративная (астероидная) акцентуация

Да - 7, 19, 21, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

Нет - 51

Коэффициент — 2

Циклотимная акцентуация

Да - 18, 28, 40, 50, 62, 72, 76, 84

Коэффициент — 3

Экзальтированнаяакцентуация

Да - 6, 10, 32, 54, 57, 69

Коэффициент — 4

Просуммируйте количество баллов по каждой акцентуации, ум­ножьте на данный коэффициент, а затем разделите полученное число на 100. Таким образом, вы получите процентное соотноше­ние каждого вида акцентуации в вашем характере.

зо*


468 Часть П. 1 [сихология

Несуществующее животное

Инструкция. Нарисуйте несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни.

Проведение теста. Испытуемым предлагается лист белой бумаги и простой карандаш. После начала работы экспериментатор, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. После окончания работы можно задать несколько вопросов: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» От­веты фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание на раз­мер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигу­ры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа — о средних, а в нижней трети — о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно боль­шой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое распо­ложение говорит об уверенности человека в себе, но не идеализа­ции, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части ли­ста свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях на высокую оценку окружающих, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и очень украшен (украше­ния на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о де-монстративности данного человека, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие люди не могут получить высокий статус, не являются лидерами группы, они ста­новятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы заставить говорить о себе.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполно­ценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животно­го помещается в самом низу листа. Такие люди нуждаются в добро­желательном отношении окружающих, поощрении, которое необхо­димо для того, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорить в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем


Практические задания 469

притязаний. На рисунках таких людей маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигу­ра нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, трево­га и агрессия в этом случае связаны с отсутствием идентичности, цельности Я-концепции. При этом люди, у которых небольшая фи­гура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведени­ем, конфликтностью. Такой вид агрессии называется агрессией от тревоги и является весьма распространенным как у детей, так и взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неуме­ние, некомпетентность и неуверенность.

Люди, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, увере­ны в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность по­казывать. Это, как правило, встречается у люд ей, получивших авто­ритарное воспитание, либо тех, кто по различным причинам не хо­чет проявить свои способности и притязания.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размеще­ние фигуры по горизонтали. Фигура, сдвинутая влево (так же как и смотрящая налево) может говорить об инфантильности человека, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к нему, так и с серьезными проблема­ми, трудностями, встречающимися в настоящем. Фигура, сдвинутая вправо (либо смотрящая направо) говорит о стремлении в будущее. Хотя этот рисунок также говорит о том, что человек не очень удов­летворен настоящим, такое стремление предпочтительнее стрем­ления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигу­ре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по верти­кали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преоблада­ние горизонтальных линий — наоборот, о уверенности, агрессив­ности, стремлении к лидерству. Об агрессивности говорят и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ри­сунки, на которых животное питается другими животными, людь­ми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти рисунки ха­рактерны для любой агрессии — и открытой, с стремлением к пре­восходству, к лидерству, и защитной агрессии, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок цели­ком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных пара­метров.


470 Часть //. Психология

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внут­ренним напряжением человека, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом, часто выходя­щая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нер­возности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремле­нием к защите, к любви и ласке, которых человеку не хватает.

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, име­ющих панцирь, броню и т.п. говорят о желании спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых людей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгоро­женностью самого человека, желанием уйти от общения, от любо­пытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недоста­точной эмоциональности. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье, в группе сверстников или на рабо­те. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться человек — в прошлое или в будущее. Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. часто связано с интересом к окружающему, к дру­гим людям, стремлением наладить с ними связь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: