Пояснительная записка. Департамент образования города москвы

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Города Москвы

Московский городской педагогический университет

Филологический факультет

Кафедра германской филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СТИЛИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ООП: 0329а00 «Русский язык и литература с дополнительной специальность ‘Иностранный язык’»

Факультет филологический

Курс 3, семестр 5 (очная форма обучения)

Форма отчётности: экзамен в зимнюю сессию

Москва
2009


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры германской филологии № от __________ 2009 года, утвержден на заседании ученого совета филологического факультета № 2 от 23 сентября 2009 года

Работа рекомендована к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Составитель:
доктор филологических наук, доцент И.А. Бубнова

Заведующий кафедрой:
доктор филологических наук, доцент Н.Л. Огуречникова

Стилистика английского языка: Учебно-методический комплекс дисциплины. Программа учебной дисциплины для студентов III курса очной формы обучения филологических факультетов педагогических учебных заведений, ООП 0329а00 «Русский язык и литература с дополнительной специальность ‘Иностранный язык’» / Автор-сост.: И.А. Бубнова. — М.: МГПУ, 2009.

© МГПУ, 2009.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-филологов III курса и выстроен в соответствии с требованиями ГОС ВПО (2005).

«Стилистика английского языка» – один из ведущих предметов филологического образования, соотнесенный с такими основополагающими дисциплинами, как «Введение в языкознание», «Лексикология английского языка», «История английского языка», «Зарубежная литература», прочитанные студентам в предшествующие годы обучения и читаемые параллельно. Предмет также связан психологией, этнографией, искусствознанием, музыкой, живописью, и, помимо этого, с такими лингвистическими дисциплинами как «Социолингвистика», «Прагмалингвистика», «Психолингвистика», «Когнитивная лингвистика», «Политическая лингвистика» и т.д. Дисциплинаориентируетна все виды профессиональной деятельности: научно-просветительский, организационно-воспитательный, преподавательский, культурно-просветительский.

Курс «Стилистика английского языка» направлен на раскрытие теории стилистики как общей системы принципов, ознакомление студентов с методами стилистического анализа и обучение применению данных методов в различных сочетаниях для получения максимального объема информации при чтении текстов. На лекциях современная стилистика рассматривается как интегративная дисциплина, относящаяся к прикладной лингвистике. Такой подход позволяет обучать студентов методике сознательного чтения, предупреждая поверхностный подход к произведению и создавая высокую культуру чтения художественной литературы в целом.

Овладение искусством общения на английском языке предполагает приобретение целого ряда определенных теоретических знаний и выработку практических умений и навыков. Коммуникативные знания особого рода и специфические умения и навыки составляют главный объект курса стилистики современного английского языка. Предметом же преподавания этого курса являются те аспекты теории и практики английского языка, которые особо значимы на продвинутом этапе обучения. Ставшая уже традиционной, проблематика лингвостилистики в наши дни заметно расширилась как следствие разработки теории стилистики текста и лингвистики текста.

Цель курса «Стилистика английского языка» – дать студентам общее представление о предмете и содержании современной стилистики как раздела науки о языке, выделить тот круг вопросов, которые вовлечены в область стилистического исследования на данном этапе развития лингвистической науки, представить объем самостоятельной работы, определить тематику контрольных работ, по итогам которых проводится промежуточная аттестация студентов.

Основными задачами курса являются:

(1) определение лингвистической природы стилистически значимыхсредств языка в их системе (уровни: фонетический, морфологический, лексический и синтаксический), определение функциональных возможностей этих средств, а также изучение стилеобразующих факторов уровня текста и основных единиц композиции - композиционно-речевых форм.

(2) анализ и описание характерных черт функциональных стилей как сфер возможного применения указанных средств.

Содержание дисциплины включает в себя темы, касающиеся общих вопросов стилистики как научной дисциплины, и темы, непосредственно посвященные лексической, синтаксической, фонетической и функциональной стилистике, и стилистическому анализу на уровне морфологии и графики. В каждой из частей даны тезисные планы лекционных тем, которые смогут сориентировать студентов при самостоятельной подготовке к контрольным работам и экзаменам.

Во второй части УМКД даны практические рекомендации к изучению дисциплины: тематика практических занятий, контрольных работ, примерные вопросы к экзамену. В разделе «Практические занятия» даны примерные вопросы для обсуждения и литература, необходимая для подготовки к семинарам. Особое место в программе занимают методические рекомендации студентам для написания самостоятельных письменных работ, а также примерные вопросы к экзамену. Студенты найдут в программе список рекомендуемой научной и критической литературы.

Требования к уровню освоения дисциплины: по окончании курса студенты должны владеть основным кругом вопросов, относящихся к принципам функционирования лексических, грамматических и других средств языка в разных условиях общения, к их выразительному потенциалу и номенклатуре.

В результате изучения курса обучаемый должен:

знать:

– прагматические и социолингвистические аспекты стилистики;

– стилистические нормы использования (употребления) лингвистических единиц;

– стилистическую обусловленность актуализации значений многозначных лексических единиц (слов, словосочетаний);

– виды стилистических значений.

уметь:

– определить стилистические аспекты лингвистических единиц различных уровней языка;

– провести стилистическую интерпретацию художественного, научно-популярного, публицистического текстов;

– провести смысловую и стилистическую интерпретацию научно-технического текста.

Форма итогового контроля – экзамен.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: