Тема 1. Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация.
- Предмет культурологии.
Необходимо показать становление культурологии как науки, ее связь с другими областями знаний. Рассмотрите предмет культурологии.
- Понятие и термин «культура». Структура культуры.
Разберитесь в понятии «культура», покажите материальную и духовную культуру как продукт человеческого разума, чувств и физических усилий; выделите элементы духовной и материальной культуры. Раскройте функции культуры. Следует в структуре культуры выделить мировую и национальную культуры, остановиться на глобальных проблемах современности и подчеркнуть, какую роль в их решении играет культура.
Тест
Соотнесите указанные культурологические концепции и их представителей:
1. Концепция кризиса культуры а. Э. Кассирер
2. Неофрейдистская б. Э. Гуссерль
3. Феноменологическая концепция в. К. Юнг
4. Символическая г. О. Шпенглер
Тема 2. Культурные достижения человечества первобытной эпохи
|
|
- Периодизация древнего мира.
Начните с анализа исторической периодизации древнего мира. Рассмотрите культуру собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Раскройте смысл, элементы и функции культуры первобытного общества. Далее перейдите к освещению перехода от присваивающего и производящему хозяйству.
- Искусство, религия и технические достижения древних людей.
Охарактеризуйте орудия труда и основные технические достижения. Раскройте образы и сюжеты первобытного искусства. Покажите необходимость возникновения письменности, складывания мифологии, обряды и церемонии.
Тест
Установите соответствие первобытных форм религий и их определений
| А) Вера в существование связи людей с животным и растительным миром |
| Б) Символические действия с заклинаниями и обрядами |
| В) Вера в одушевленность природного мира |
| Г) Вера в магическую силу неодушевленных предметов |