Младшие школьники
Каждый педагог вырабатывает свой собственный стиль поведения и общения с учениками. Авторитет учителя в младшей школе безусловен, он не завоевывается, а определяется в большей мере самой воспитательной ситуацией, т.к. учитель знакомит ученика с новыми правилами и обязанностями, выставляет отметки, формирует мотивацию учения, задает новые правила взаимодействия (отличные от тех, что были у ребенка в дошкольном образовательном учреждении).
Стиль педагога в младшей школе отражается не только на отношениях учитель-ученик, но и на отношении учеников друг к другу.
Вопрос: Сформулируйте основные правила, которые определяли бы Ваш стиль педагогической деятельности в младшей школе, при общении с детьми 7-10 лет.
Подростки
Отличаются критическим отношением к авторитету. Требует равноправных отношений. Ученик понимает, что учитель не все знает и умеет, тоже может ошибаться. Это обостряет чувство протеста.
Вопрос: Продумайте и запишите принципы, на которые можно опереться при проведении занятий с подростками.
Старшеклассники
В процессе развития у старшеклассников появляется противоречие между стремлением к полной автономии и независимости и неготовностью в полной мере решать вопросы близкого и отдаленного во времени будущего.
Уважительное отношение к учителю в этом возрасте зависит от следующих факторов:
- авторитетности и компетентности взрослого в вопросах, которые важны для юношей и девушек;
- степени соответствия учителя «эталону» взрослости, то есть от демонстрации им того образа жизни и личностных качеств, которыми, по мнению юношей, должен обладать взрослый человек.
На старшей ступени обучения педагогу помогут избежать конфликта такие навыки, как умение выстраивать четкую временную перспективу, определять и соблюдать собственные внутренние границы и учитывать индивидуальные границы личности.
Вопрос: Напишите, какие негативные установки и характерные черты поведения взрослых провоцируют возникновение конфликтов в процессе их общения со старшеклассниками.
Задание №3
Прочитайте информационный материал и ответьте на вопрос: как вы думаете, реально ли эффективно применять метод «школьного посредничества» в условиях российских школ? Ответ обоснуйте.