Тема 5. Управление социальными конфликтами. Переговоры и медиация

Понятие управления конфликтом и его содержание. Проблема управления конфликтом в исследованиях Р. Дарендорфа, К. Левина, Дж. Морено, М. Дойча. Основные этапы управления. Виды деятельности при управлении конфликтом в соответствии со стадиями развития конфликта: предконфликтная стадия – диагностика, прогнозирование, профилактика, предупреждение; конфликтная стадия – изменение оценки событий и форм поведения, регулирование, организация управления конфликтом, разрешение; послеконфликтная – оценка последствий конфликта, подведение итогов. Стратегии и алгоритм управления конфликтами.

Управление конфликтом как минимизация его отрицательных последствий. Силовые способы управления конфликтом. Локализация и фрагментация конфликта. Управление конфликтующей системой. Структурные способы управления конфликтом. Замена объекта конфликта. Административный ресурс. Анализ технологии управления конфликтным взаимодействием: общие исходные положения, технологические процедуры, технологический инструментарий, этапы внедрения, критерии и методы «замера» результатов. Схема овладения конфликтной ситуацией: анализ и коррекция представлений и отношений в предконфликтной ситуации и в процессе конфликта. Формы управления конфликтами (переговоры, посредничество, медиация, арбитраж, суд).

Особенности прогнозирования и профилактика конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Способы и приемы воздействия юриста на поведение субъектов конфликта. Антиконфликтное стимулирование сотрудников.

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности и ее влияние на предупреждение конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Логика, стратегия и способы разрешения конфликтов. Правила поведения юриста в конфликтной ситуации.

Способы урегулирования межгрупповых и групповых конфликтов в социальной организации: «легитимизация» и «институциация» конфликта; признание статуса каждой личности в группе с учетом доминирования лидеров; сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы и др.

Переговорный процесс и медиация как способы разрешения конфликтов.

. Конструктивные и деструктивные принципы и модели организации переговорного процесса. Основные характеристики стандартных методов ведения переговоров. Метод принципиальных переговоров (Р. Фишер, У. Юри): рекомендуемые правила и техники. Модели «взаимных выгод» и «уступок – сближения» (по Дж. Рубину). Влияние ситуационных факторов на переговоры (М. Дойч). Психологические механизмы переговорного процесса. Психологические условия успеха на переговорах.

Посредничество как способ урегулирования конфликта. Основные принципы деятельности посредника. Структура и механизмы посреднической деятельности. Типы посредников. Требования, предъявляемые к личности посредника.

Основные этические принципы посреднической деятельности в процессе урегулирования конфликтов.

Лекции

Эффективность небольшого лекционного курса по «Конфликтологии» зависит от проблемного, концентрированного изложения основных тем курса. В связи с этим наиболее приемлемыми являются обзорные лекции по сквозной тематике. В лекциях должно присутствовать гармоничное сочетание доступности изложения и высокого теоретического содержания.

Основными задачами лекционных занятий являются:

- познакомить студентов с основными конфликтологическими понятиями, законами и парадигмами;

- показать становление и формирование категорий конфликтологии по мере развития конфликтологического знания;

- познакомить студентов с современными конфликтологическими школами, направлениями и течениями;

- дать рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы, методов самостоятельной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: