1. Следует избегать долгого «проговаривания» человеком своей позиции, ее объяснения и аргументации, так как в этом случае он «закрепляет» свою позицию, что уменьшает надежды на ее возможное изменение.
2. Трансформация запроса клиента к другим в запрос к себе.
3. Переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников.
4. Смягчение обвинительной позиции участников конфликта, переформулирование высказываний в адрес другого в передачу собственных чувств.
5. Уточнение проблем, подлежащих дальнейшему обсуждению.
6. Обсуждение с участниками конфликта возможного характера и результата его разрешения.
7. Задаваемые вопросы должны быть, прежде всего, нейтральными и безоценочными, они должны опираться на информацию, получаемую посредником в данном разговоре.
8. В случае отказа второго участника от совместной работы приложить усилия, чтобы побудить его к диалогу.
9. Психолог не должен злоупотреблять своими вопросами, ибо его активность может привести к переходу клиента в более пассивную позицию.
|
|
Как уже отмечалось, именно образы конфликтной ситуации, включающие и саму ситуацию, и партнера с его поведением и чувствами, и самого себя в этой ситуации становятся регуляторами взаимодействия участников конфликта. Причем психолог, лишенный возможности наблюдать реальную конфликтную ситуацию, с которой он знакомится со слов ее участников, фактически работает именно с этими образами, и его понимание конфликта во многом направлено на понимание этих образов.
Для решения этой задачи могут использоваться разные приемы. В. А. Смехов, например, предлагает следующую методику анализа конфликтной ситуации, суть которой в том, что один или оба участника конфликта анализируют его, отвечая на вопросы, сгруппированные в следующие категории:
0. Краткое содержание конфликтной ситуации.
1. Как реально я себя вел.
2. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.
3. Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.
4. Как реально он себя вел.
5. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
6. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.
7. Каким он видел меня в этой ситуации.
8. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.
9. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.
10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.
Категории 1,2,3 складываются в «образ Я» в данной конфликтной ситуации; 4, 5, 6 — «образ другого»; 7 — «образ я-для-другого»; 8 и 9 — «взаимные предпочтительные ожидания»; 0 и 10 — «субъективная детерминация происходившего».
Используя те или иные приемы, психолог получает представление о том, как участники видят конфликт, на основании чего у него формируется свой, целостный образ ситуации. Типичная опасность, которая подстерегает здесь психолога, — это опасность собственной интерпретации.