Логика развития смены: кризисные периоды

Периодизация смены в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие основные периоды../ 4 /.

1. Организационный. Оргпериод в лагере обычно длится 3 - 4 дня, в течение которых, закладываются установки и образ жизнедеятельности на всю смену. Это время привыкания к новым условиям и ролям.

2. Основной. Основной период характеризуется наличием следующих процессов:

· Делового сотрудничества, в котором необходимо помочь ребенку реализовать себя в общественных отношениях, внести новизну в деятельность, положительно оценить каждого;

· Скрытых внутренних конфликтов, где важно не дать развиться равнодушия к деятельности у детей, которые еще не пережили успех и обозначить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех;

· Морально – волевого напряжения и здесь важно укрепить единство в отряде, организационно поддерживать и страховать детей в процессе деятельности;

· Творческого союза, где важно поддержать творческих лидеров и единство отряда;

· Межколлективных связей и поэтому важно развивать взаимодействие отряда с другими коллективами в лагере, закреплять отрядный успех.

3. Итоговый период обычно включает в себя подведение итогов на всех уровнях. Важно закрепить единство отряда, его эмоционально-положительный настрой, не забыть отметить и публично поблагодарить каждого ребенка за достижения и индивидуальный вклад в общую жизнедеятельность./ 4 /.

Кризисные (конфликтные) периоды в жизнедеятельности ДОЛ.

Несмотря на хороший педколлектив и интересную жизнь, у детей в лагере наступают все же кризисные периоды пребывания в ВДК.

Кризисные периоды пребывания в ВДК Поведение вожатых
Первый кризисный период можно обозначить как – «пик трудности».Он обычно приходится на 3 – 4 день и выражается в конфликтности детей. Постарайтесь не обострять ситуацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними.
Второй кризисный период – «пик привыкания»- выпадает, как правило, на середину смены и характеризуется снижением интереса у детей к жизнедеятельности в ДОЛ, развитием равнодушия к занятиям и поручениям и т.п. Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюрпризов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя рыбалка, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.)
Третий период – «пик усталости» -наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражимость и конфликтность. Запланируйте больше игр, спортивных соревнований, если возможно – плавания.

Способы разрешения конфликтов и понижения напряженности в кризисные периоды сегодня описывают многие педагоги и психологи работающие в ДОЛ. /2/.

Аудиовизуальный способ. Определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише – это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становиться менее категоричной. Не повышение голоса и нарочито замедленный темп речи заставляет успокоиться.

Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, что в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемы и точно рассчитаны, без нервных и резких. В ситуации конфликта возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому необходимо замедлить движения, жестикуляцию свести к минимуму, продемонстрировать максимально спокойное поведение.

Вербальный способ. Необходимо вступить в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, сказать что-то нейтральное или положительное (может быть о том, чем он недавно занимался), затем косвенно подсказать ребенку наиболее адекватный способ поведения, следующий шаг действий. /2/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: