Вопросы к зачёту по «Культурологии»
1. Культурология как наука, её предмет и задачи.
2. Культура: определение сущности понятия.
3.Место культурологии в системе наук о культуре.
4. Функции культуры.
5. Типология культуры. Современное культуроведение о разнообразии типологий культуры.
6. Исторические типы европейской культуры.
7. Формы существования культуры.
8. Массовая культура, её сущность и значение.
9. Элитарная культура, её сущность и значение.
10. Народная культура, её сущность и значение.
11. Субкультура, её сущность и значение.
12. Контркультура, её сущность и значение.
13. Молодёжная культура, её сущность и значение.
14. Религия как проявление духовной культуры.
15. Ранние формы верований как проявление начальних форм культуры.
16. Национальная основа – первичная детерминанта самобытности культуры.
17.Этнокультурный стереотип.
18. Универсализм культуры.
19. Культурная идентификация.
20. Ментальность как тип культуры.
21. Искусство как форма культурного самоопределения человека.
|
|
22. Взаимодействие искусства с религией.
23. Взаимодействие искусства с философией.
24.Танец – «первая глава человеческой культуры».
25. Н. Бахтин о диалогическом характере культуры и искусства.
26. Специфика художественной культуры.
26. Специфика музыкальной культуры.
26. Специфика театральной культуры.
27.Концепция культурно-исторических типов, её сущность и значение.
28. Генезис культуры.
Задания для дистанционного обучения для студентов 3-го курса по дисциплине «Культурология»
Тема 3. Типология культуры
План лекции
1. Современное культуроведение о разнообразии типологий культуры.
2. Концепции культурно-исторических типов в трудах учёных.
3. Исторические типы европейской культуры.
Краткое содержание темы
1. Сложность феномена культуры требует определённого упорядочения, классификации. Современная культурология представлена многими типологиями. Обоснование понятия культурно-исторического типа имеет огромное значение для культурологии. Типология культуры – классификация культур на основании определённой общности признаков. Культуры классифицируются по содержанию (прогрессивная, традиционная и т. д.), по основному потребителю (массовая, элитарная). Основанием для классификации может служить художественно-стилевые признаки (ренесенс, барокко, класицизм и т. д.). В этнографии существует хозяйственно-культурная типология на основании комплекса особенностей хозяйствования и культуры народов, которые находятся на одном уровне развития и близкой географической среде. В ходе изучения темы нам не обходимо оперировать следующими понятиями.
|
|
Исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир).
Региональные культуры – надэтнические культурне общности, которые складываются в определённом географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки).
Цивилизации – социокультурные миры, которые составляют специфику различных форм общества, возникающих в истории человечества (например, шумерская цивилизация).
Сущность концепции культурно-исторических типов базируется на синергетической методологии, по которой социокультурные образования эволюционируют путём самосовершенствования, уверенно двигаясь к более високому уровню самоорганизации.
2. Ряд учёных предложили своё толкование типологии культур.
Русский философ Н.Я.Данилевский (1822 – 1885) считал, что в мире существует множество культурно-исторических типов, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды. Он отвергал географическое деление общей культуры по частям света (теорию линейного развития человечества).
Учёный выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, выделил 10 великих цивилизаций, ставших культурно-историческими типами: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), романо-германская (европейская). Его взглядам близка теория А. Шпеглера (1880 – 1936).
Лотман Ю. предложил использовать технологические основы, выделяя бесписьменную культуру, письменную культуру, книжную культуру, культуру нових информациооных технологий.
Американский социолог Сорокин П. (1889 – 1968)понимал культуру как систему значений – цінностей, при помощи которых поддерживается интеграция общества,классифицировал культуру на основании характера мировосприятия, выделяя идеальный, чувственный, идеалистический, эклектический типы.
Немецкий философ Ф. Ницше (1844 – 1900) использовал для типологии культур образы греческой мифологии (Аполлоновские, Дионисийские).
3. В культурологии изучают следующие исторические типы европейской культуры. Первобытная культура. Эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Для культуры первобытного типа характерны синкретизм (недифференцированность её форм) и бесписьменность, что обуславливало слабые темпы культурного и социального развития. Главным информационным каналом культуры была трудовая деятельность, сопровождающаяся определёнными ритуалами. С развитием языка формируется устное вербальное общение, развивается мифологическое сознание. В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение, первобытная мифология заключает в себе зачатки основних областей духовной культуры.
Античная культура. Религиозно-мифологическая система становится основой всего античного мировоззрения.
В Древней Греции искусство вырастает в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленню на удовлетворение эстетических потребностей.
Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры, как новации рассматриваем развитие политики и права.
Средневековая культура – европейская культура V-XV веков, сформировавшаяся под воздействием трёх основных сил: традиции греко-римской культуры, дух варварства, христианство.
Культура Возрождения – культура ХV – ХVI веков. Основой идейного содержания культуры этого периода стал гуманизм.
Культура нового времени – с ХVII до начала ХХ века – становление европейской культуры.
Современная западная культура – культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. В культуре развивается противостояние элитарной и массовой культуры.