Религия. Религия выражает непреходящую потребность человека чувствовать свою сопричастность высшим и сущностным основам жизни (religio в переводе с лат

Религия выражает непреходящую потребность человека чувствовать свою сопричастность высшим и сущностным основам жизни (religio в переводе с лат. – связь). Ранние формы религии сложились на почве мифологического мировоззрения, поэтому сущностные основы жизни изначально видятся в рамках природного мира. Такие формы религии называются язычеством.

Развитые религии ищут суть бытия за пределами мира, в сфере трасцендентного (возвышающегося над реальностью). Поэтому, как правило, развитые религии монотеистичны. Трансцендентный Бог понимается как сверхестественный абсолют и является воплощением совершенства, немыслимого в реальном мире – несовершенном и противоречивом. Поэтому все развитые религиозные системы содержат нравственные постулаты, ориентирующие человека на абсолютное добро, воплощением которого является Бог. Утверждение высоких, абсолютных, общечеловеческих моральных ценностей определяет непреходящее значение религии в жизни человечества.

Основные элементы религии

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях — разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо: а) разумное, б) бессмертное, в) обладающее сверхъестественными способностями, г) непостижи­мое для человека, превосходящее человеческое разумение. С точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства. По мысли Л. Фейербаха, религиозное представление о Боге — это зерка­ло, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать.

2. Эмоциональное отношение к Богу. Вера в Бога — это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально — с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. Эмоци­ональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о чудесах, которые соверша­ют боги, пророки, святые и которые служат свидетельствами боже­ственного могущества. К священным текстам со време­нем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука — богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в ре­лигиозной философии.

4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвя­щенных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика. Куль­товые предметы, действия, жесты — это символический язык, на ко­тором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освя­щенных, допустимых для обращения к Божеству формах.

5. Организация верующих. Религия по природе своей коллектив­на. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

Ти­пичной формой организации верующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируют­ся вокруг церковных храмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: