Античность

ПЛАТОН (428 (427)-348 (347) до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель объективного идеализма. В своих произведениях изложил оригинальные идеи по онтологии, гносеологии, душе, политике и культуре. Автор многочисленных диалогов, среди которых выделяются «Апология Сократа», «Государство», «Протагор», «Горигий», в которых рассматриваются политико-правовые вопросы и нравственные проблемы. Платон утверждал дуализм бессмертной души и тела. Выделил три начала души: разумное, яростное, страстное. Двойственный человек, согласно Платону, обладает возможностью и стремлением к познанию, что является отличием людей от животных. Вопросы блага занимают в философии Платона особое место. При этом, благо рассматривается им и как то, что приносит пользу и как абсолютная мораль. В ряде диалогов Платона аскетически рассматривает этику. Человеку необходимо очищение души, отход от низменных удовольствий, чувственной радости. Платон показывает постоянность стремления к высшей красоте, наполнению Бытия. Для обозначения цели и идеала воспитания человека (пайдейи) Платон использует термин калокагатия.

ПЛОТИН (204/205-270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Продолжил и упорядочил учение Платона о воплощении триады в Природе и Космосе. В качестве непознаваемой первосущности определил Божество. В своих трактатах «Эннеады» обеспечил начало средневековым теоцентричным представлениям о культуре, связав политеизм античности и распространяющийся монотеизм. Цель человеческой жизни, по Плотину, заключается в восхождении к первоединому. Достигается она посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом. В учении Плотина налицо мистическая диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире благо и красоту гармонии, зло и безобразие.

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 гг. до н. э.) – древнеримский мыслитель, политический деятель. Цицерон – последовательный сторонник республиканского устройства Римского государства. В «Тускуланских беседах» Цицерон излагает оригинальный взгляд на культуру. Термин, который до него употреблялся по отношению к земледелию, Цицерон использует по отношению к душе человека. Душу человека также необходимо «возделывать» («окультуривать»). Для этого существует философия. Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов. Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между «окультуренностью человека» и «civilis», обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной. [Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519с.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: