Вопрос для самоконтроля

1. Как вы можете объяснить высказывание Горация "Пленная Греция победила своего некультурного победителя"? О какой культурно-исторической эпохе идет речь?

2. В чем особенность мировоззрения человека в античной Греции?

3. Исходя из характерных черт культуры античной Греции ("культ красоты") и культуры Древнего Рима ("культ полезности"), проанализируйте особенности их архитектуры.

4. Как Вы понимаете содержание понятий "катарсис" и "агоны" в культуре античной Греции?

5. В чем заключается классический характер античной культуры?

6. Прокомментируйте высказывание В. Гюго: "Готический храм в средневековом городе был книгой для необразованных". Назовите основные смысловые элементы архитектурных достопримечательностей этого периода, которые формировали мировоззрение средневекового человека.

7. Какие идеи были заимствованы культурой Ренессанса из культуры античности? Объясните их сущность и влияние на формирование мировоззрения человека Ренессанса.

8. В чем особенность гуманизма культуры Ренессанса?

Темы для докладов и рефератов

1. Влияние античной традиции на формирование системы западных ценностей.

2. Идеал человека у древней Греции и Риме, основы его формирования.

3. Эстетическая и социокультурная ценность античного искусства

4. Идея аполонівського и діонісійського начал античной культуры в произведении Ф. Ницше "Рождение трагедии от духа музыки".

5. Система античных архитектурных ордеров: ее конструктивные и эстетические основы.

6. Христианство как духовный стержень средневековой культуры.

7. Приобретение школы "Анналов" и изучения культуры повседневности.

8. Культура средневекового города.

9. Человек средневековья глазами культуролога.

10. Величество, смысл и конструктивные основы средневековой архитектуры. Романский стиль и готика.

11.Антропоцентризм эпохи Возрождения.

12. карнавальная культура средневековья и Возрождения.

Литература

1. Сапронов П. Культурология. С. -Пб., 1998.

2. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Мн., 1998.

3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М. ю, 1997.

4. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 2001.

5. Культура Средневековья и Возрождения. Хрестоматия. - Х., 1998.

6. Горелов А.А. Культурология: Уч. пос. - М., 2001.

7. Культурология: теория и история культуры: Навч. посіб./За редакцией. І.І. Тюрменко. - К., 2004.

8. Шевнюк О. Л. Украинская и зарубежная культура: Навч. пособие. - К., 2002.

9. Вазари, Джорджо. Жизнеописания самых славных живописцев, скульпторов и архитекторов. - К., 1970.

Семинар №7. ОТ НОВОГО ВРЕМЕНИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. КУЛЬТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ.

Цели и задания занятия: анализ типологических черт культуры Нового времени; выявление динамики ее развития, сущности основных культурных процессов; раскрытие сущности основных регулятивів и мировоззрения человека в культуре Нового времени; определение основных принципов искусства, характеристика направлений; анализ основ современной культуры, изменений в социокультурном пространстве, характеристика основных направлений модернизма в современной западной культуре.

Основные понятия и категории темы: НТР, глобализация, массовая культура, модернизация общества, модернизм; кубизм; экспрессионизм; футуризм; абстракционизм; супрематизм; сюрреализм; поп-арт; авангард; хеппенинг; постмодерн; плюрализм.

ПЛАН

1. Типологические черты и динамика культуры Нового времени.

2. Просветительство и Романтизм в культуре Нового времени.

3. Художественная культура XVII - XIX ст.

4. Основные тенденции развития культуры ХХ века.

1) Техницизм и его культурные следствия

2) Глобализация и ее проявления в культуре

3) Унификация и стандартизация. Массовая культура современности.

5. Духовная культура ХХ века

Виды деятельности: доклад, развернутая беседа, защита рефератов, дискуссия, парная работа, мозговой штурм.

План проведения занятия

1. Рассмотрение проблемных вопросов. Доклады студентов.

2. Устный блиц-опрос студентов ключевых сроков темы.

3. Развернутая беседа за темами: "Человек в современном мире".

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения происходят в культуре в связи с развитием капитализма?

2. Какие мировоззренческие последствия имели научные революции XVII и XIX веков?

3. Как связанное распространение рационализма в культуре с развитием науки?

4. В чем заключался прогрессивный характер просветительской теории?

5. Раскрыть значение эпохи Романтизма в европейской культуре.

6. Что существенно отличает культуру ХХ в.. от традиционной культуры прошлого?

7. Определить сущность процесса глобализации в мировой культуре и привести примеры.

8. Почему происходит постепенное расхождение массовой и элитарной культуры? В чем проявляется их взаимосвязь?

9. Раскрыть типичные черты и сущность направлений искусства модернизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: