Центральный филиал
Кафедра общеобразовательных дисциплин
культурология
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
по специальности 030912.51 Право и организация социального обеспечения
ВОРОНЕЖ
2012
Автор: Колупаева Е.А., старший преподаватель
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №5 от 29 декабря 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия 29 февраля 2012 г., протокол № 6.
© Российская академия правосудия, 20___.
© Колупаева Е.А., 20___.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. Объем предмета и виды учебной работы …………………………………… Тематический план ……………………………………...……………………. Программа курса…………………………………………………………......... Планы уроков …………………………………………………………………. Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов ………............................... Вопросы для подготовки к зачету …………………………………………… Литература …………………………………………………………………….. Приложения ………………………………………………………………………………. |
Введение
Культурология – мировоззренческая наука, дополняющая философию, которая в ряде современных направлений начинает опираться на культурологические исследования.
Преподавание учебного предмета «Культурология» на факультете непрерывного образования является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки студентов и предполагает решение следующих задач:
- изучение методических и теоретических основ культурологии как науки, закономерностей культурных процессов в обществе;
- вооружение студентов знаниями и умениями для освоения материальных и духовных ценностей культуры в интересах повышения личного уровня культуры;
- усиление влияния культурологии на формирование профессиональных качеств будущего специалиста.
Обязательная учебная нагрузка студентов составляет 34 часа аудиторной нагрузки и 16 часов самостоятельной работы. Все занятия проводятся в форме уроков.
Требования к уровню подготовки студента
Студент должен
знать:
- происхождение термина «культурология»;
- определение культурологии как науки;
- основные понятия культурологии;
- основные культурологические школы.
- классическое определение культуры по Э. Тейлору;
- структуру культуры;
- основные функции культуры;
- отрасли, виды, формы культуры;
- понятие «нормы», функции культурных норм;
- классификацию и виды культурных норм;
- жанры и стили первобытного искусства, последовательность их возникновения;
- вклад древневосточной цивилизации в мировую культуру;
- основные достижения культуры Древних Греции и Рима;
- особенности развития западно-европейской культуры в Средние века;
- западно-европейскую культуру в период Возрождения (Ренессанса);
- развитие культуры в период Нового времени, формирование и развитие основных стилей (классицизма, романтизма, рококо);
- европейскую культуру XIX века и ее стили (классицизм, романтизм, реализм, символизм, импрессионизм);
- европейскую культуру XX века и ее течения (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм);
- периодизацию русской культуры;
- ведущие художественные школы древнерусского государства;
- первых книгопечатников России;
- основные достижения культуры в эпоху русского Просвещения;
- направления философской и общественной мысли в XIX веке в России (западники и славянофилы);
- вклад России в мировую культуру в области литературы и науки в XIX веке;
- новые литературные направления на рубеже XIX – ХХ веков: эстетизм, символизм, акмеизм, футуризм;
- особенности развития культуры России в ХХ веке и на современном этапе.
уметь:
- обосновывать ценность культурологии как составной части различных областей знания;
- различать основные культурологические школы;
- определять основные функции культуры;
- определять различные виды и формы культуры;
- различать основные виды культурных норм;
- правильно оценивать особенности культур в разные культурные эпохи;
- сопоставлять псевдоискусство и истинно художественные произведения;
- различать новые литературные направления;
- определять принадлежность художественных произведений различным эпохам развития культуры России.
Контроль знаний студентов проводится на каждом уроке посредством устного опроса, тестирования и других.
При изложении тем № 5, 6 демонстрируются видеофильмы. При изучении тем № 4, 5, 6 студенты пишут рефераты на предложенные преподавателем темы (см. приложение 1). Требования к оформлению реферата отражены в приложении 2.