Концепция эволюции культурных стилей П. Сорокина

Среди культурологов современности особое место занимает американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)14. Сорокин заново в современном ключе разработал почти все узловые вопросы социальной науки. Став первым деканом социологического факультета в Гарварде, он воспитал целую плеяду талантливых ученых. Ему принадлежит фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика» (1962). В США Сорокин создал «Центр изучения творческого альтруизма» и пытался применить свои знания социолога для преодоления кризиса цивилизации и перевоспитания человечества в альтруистическом духе.

14 Сорокин родился в деревне Турья Вологодской области среди коми-зырянского народа. Мать его работала в поле, а отец был мастером по ремонту церковной утвари. После ссоры с отцом, который, будучи пьян, в припадке гнева ударил сына молотком, Сорокин уходит из дому, долго скитается, зарабатывая на жизнь реставрацией икон. Он поет в церковном хоре, заканчивает церковно-приходское училище. Как проявившего большие способности, его направляют на учебу в Санкт-Петербург. Здесь он учится одновременно на юридическом факультете университета и в психоневрологическом институте, слушает лекции известных ученых-социологов Максима Ковалевского и Евгения де Роберта. Закончив университет с золотой медалью, Сорокин вскоре становится приват-доцентом университета и секретарем М.Ковалевского. Среди его друзей и постоянных собеседников — И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Л.Петражицкий.

Значительная часть работ Сорокина посвящена проблемам культуры. Он критически прокомментировал культурологические концепции Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Нортропа, Шубарта, Бердяева, Швейцера.

По Сорокину, культура есть явление особого рода, гораздо более сложное и совершенное, чем организм. Она не детерминируется экономикой. В понимании Сорокина культура выступает как система значений — ценностей, с помощью которой общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческих усилий.

Идея культуры включается в «интегральную философию» Сорокина. Суть ее состоит в признании духовного Абсолюта, который организует единство трех миров: мира вещей, субъективного человеческого мира и транссубъективного мира духовных ценностей. Поскольку мир есть нечто упорядоченное, иерархически организованное, то в нем должен быть формообразующий активный центр — Мировой Логос или Абсолют. Таким образом, единство мира и познаваемость его человеком определяются его изначальной духовностью, всепроникающей силой Логоса.

В каждой социокультурной системе имеются, по Сорокину, три уровня интеграции:

— уровень идеальных значений, соединяющих сознание людей с Абсолютом;

— уровень объективированных идей — ценностей в виде книг, зданий, машин и других
продуктов человеческого творчества, индивидов, взаимодействующих на основе разделяемых ими идей — ценностей;

— уровень смыслосодержащих связей, которые являются системообразующими для культуры.
Примерами элементарных смысловых связей могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Каждая из систем культуры — математика, логика, физика, этика, язык, философия характеризуется особым типом смысловых связей. Наряду с этими «чистыми» системами существуют также производимые культурные системы в виде технологии, экономики, политики. Все они в совокупности образуют культурную «суперсистему». Общество, которое по Сорокину состоит из социальных групп, институтов и индивидов, интегрируется с помощью систем ценностей. В сознании людей ценности представлены в виде верований, норм, понятий о должном и священном. Вот эти верования и создают социум, обеспечивая согласованность индивидуальных ориентации, надежность и предсказуемость поведения, значимость для индивида социальных отношений.

Сорокин полагает, что не индивидуальные потребности объединяют людей, а оценка этих потребностей. Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы иметь их. Если интересы ориентированы на духовные ценности, то уже не производственно-распределительные связи, а религиозные верования скрепляют общество. Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры. Культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. Она напоминает скорее величественный средневековый собор или симфонию, в которых материал камня или звука организуется с помощью «символов», ценностей.

Типы культур различаются в зависимости от того, какие ценности лежат в их основе. Сорокин различает три системы ценностей: идеационную, сенситивную и идеалистическую. Им соответствуют три типа культур.

В идеационной системе реальность осознается как трансцедентная опыту, чувственному миру, а знание о ней достигается путем интуиции или откровения. Все, что человек видит, слышит, непосредственно переживает, считается несущественным, непрочным, случайным. И разуму своему человек не доверяет. Христианский философ II—III вв. н.э. Тертуллиан писал: «Сын Божий распят; нам

После октябрьского переворота Сорокин сохраняет верность эсеровским идеалам. Его арестовывает ЧК. По указанию В.И.Ленина и ходатайству лично знавших Сорокина большевиков Карахана и Пятакова расстрельный приговор Сорокину отменен. Ему разрешено преподавать в Петербургском университете. Но Сорокин не согласен со многими положениями большевистской программы. Как ученый, он на несколько голов выше крупнейших большевистских теоретиков, с которыми резко полемизирует. В 1922 году на известном «философском пароходе» Сорокина высылают из страны. Начинается эмигрантский период его жизни — сначала в Праге, потом — в США.

Удары судьбы не сломили Сорокина. И хотя тоска по Родине никогда не оставляла его, в нем открылся мощный источник творческих сил. Он написал около сорока томов научных работ. Многие из них стали социологической классикой. По его учебникам студенты европейских колледжей учились два десятка лет. Противник советской власти, Сорокин во время второй мировой войны выступает с поддержкой СССР. После разгрома Гитлера он выдвигает идею создания ООН, разрабатывает программу «конвергенции» США и СССР.

не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». Эту цитату приводят многие, как подтверждение абсурдности мышления фанатически верующих богословов. На самом деле она выражает превосходство мистического, визионерского опыта над рассудком и чувственным восприятием. Как правило, такое превосходство выражало силу бескорыстной любви и духовности, которые побеждали корысть, жестокость и «неправду» мира сего.

В XX веке можно найти примеры, когда идеология приобретает парадоксальный характер, утверждая в теории высшие духовные ценности, а на практике крушит и топчет и нравственные идеалы, и естественный порядок жизни. Коммунистическая идеология провозглашает своей целью утвердить в обществе справедливые, братские отношения. Но ради этой цели требует уничтожить совесть, стыд, жалость, не стесняться жертвовать миллионами. Человек думает не о том, как лучше организовать этот мир, а мечтает о его конце. Естественный порядок вещей его не интересует. Человека не привлекает естественнонаучное познание, а влечет к себе все чудесное, как доказательство существования «иной» реальности.

Образцом идеационной культуры может служить — европейское средневековье IX—XI вв. Религия занимает господствующее место в сознании. Церковь определяет весь распорядок жизни. Наука существует лишь в форме теологии. Естествоиспытатели преследуются и наказываются как еретики. Искусство подчинено богослужению. Живопись трактует сюжеты, взятые из Библии. Она не знает ни пейзажа, ни жанровых сцен, ни портрета. Икона не дает реалистического изображения человека. Лица святых, их позы, жесты изображены с нарушением естественных пропорций и нормальной перспективы. Не физическая красота в них важна, а духовность. Музыка также пишется для церкви и помогает возвыситься над обыденным.

Мораль в идеационной культуре основывается на божественных заповедях и принимается как нечто самоочевидное, не нуждающееся в обосновании. Идеальной фигурой является аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Сенситивная, т.е. чувственная культура признает реальным, значимым данный в опыте мир — то, что воспринимается глазами, ушами языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Человек ценит уют, комфорт, ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой. Его идеал — личное счастье. Социальные институты — государство, семья, экономика и даже церковь ищут для себя" земных, естественных обоснований, апеллируют к «природе человека», его естественным потребностям. Для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории «естественного права», «общественного договора», «разумного эгоизма», утилитаризма. Цель общества, — достижение «максимальной суммы счастья», «суммы добра». Искусство в сенситивной культуре отделяется от церкви, начинает служить удовлетворению чувственных потребностей. Человек наслаждается цветом, формой, линией. Сюжеты искусства разнообразны. Даже библейские сцены трактуются реалистично. В живописи распространяются пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые сцены. Наука изучает мир опытными методами. Возникает индуктивная философия, развиваются медицина, биология, технические знания.

Третий идеалистический тип культуры является переходным между двумя вышеописанными. Его специфика в том, что значимая, истинная реальность представляется в виде особо отмеченных фрагментов. Мысли человека не устремлены к потустороннему миру, но и не сосредоточены на сиюминутных благах. Они обращены к идеальному разумному миропорядку, который, однако, возможен и существует в виде «светлых включений» здесь, на земле. Искусство изображает главным образом положительных личностей, реальных исторических деятелей, людей, преданных идеалу. «Низменные» темы — болезнь, нищета, преступность, подлые и безнравственные поступки как бы исключаются из поля зрения. Наука хочет быть полезной обществу, формирует мировоззрение, воспитывает, разрабатывает планы экономических и социальных реформ. Мораль акцентирует долг перед обществом, а не счастье. Церковь входит в земные дела, в политику.

Типу идеалистической культуры соответствует, согласно Сорокину, «золотой век Перикла» в Афинах, позднее европейское средневековье XII-XIV вв.

Исторический процесс объясняется Сорокиным эволюцией культурных стилей. Согласно Сорокину, культурные системы сменяют друг друга потому, что каждая из них неполна, ограниченна.

В начальной фазе развития, когда культура охватывает лишь небольшую часть общества, она адекватна реальности, экспансивна, энергична, глубока.

По мере своего распространения она теряет запас сил, становится вялой, поверхностной и в конце концов отторгается, как старая кожа.

В этом рассуждении есть аналогия с жизнью организма. Что-то подобное можно наблюдать, изучая судьбу отдельных религий и политических идеологий. Например, христианство в начале нашей эры было энергично и экспансивно, затем оно ассимилировалось обществом, стало чем-то будничным, привычным. Но можно ли сказать то же самое о науке, искусстве, философии? Уместно ли такое рассуждение применительно к культуре как целому?

Главная идея Сорокина состоит в том, что пока система ценностей молода, она вызывает энтузиазм, ей верят и ей следуют. Вера и энтузиазм приводят ее к победе.

День победы оказывается началом гибели. Наступает эпоха разложения и кризиса. Сенситивная культура XV—XVIII вв. была богатой и динамичной. Она достигла расцвета в XIX веке, что подтверждается бурным ростом эмпирической науки, техники, светского искусства.

С конца XIX века намечается кризис этой культуры. Люди перестают верить в то, во что раньше верили. Сами же верования ослабевают потому, что обнаруживает свои пределы чувственный способ познания. «Одноканальность» видения мира приводит к деформации мировоззрения, к его расхождению с реальностью. Поэтому усиливается интерес к трансцедентному, мистическому. Философы предпринимают попытки «богостроительства». Социальные институты теряют устойчивость. В обществе усиливаются напряжения, которые грозят смутой и революцией.

Описывая кризис, Сорокин пытается схватить нечто общее в самых различных сферах жизни. Это гипертрофия чувственного познания в быту, рост эмпиризма в науке, материализма — в философии, техницизма — в общественной практике. Утрата духовности — главный результат. Лишая человека божественного, священного, абсолютного, научно-техническая цивилизация сводит человеческую личность к «рефлекторному механизму», к «винтику социальной системы». Сенсуализм, прагматизм повинны в триумфе грубой силы, войнах, революциях нашего времени, духовной и социальной анархии. Чувственные ценности лишаются силы, что приводит к распаду всей системы социальных взаимодействий. Чувственная культура превращается в бесформенную «культурную свалку», «музей социокультурной патологии».

Наблюдая неблагоприятный ход событий в мире, Сорокин приходит к мысли о необходимости преобразования социальных институтов человечества и, главное, самой души человека. Он организует в Гарварде Центр творческого альтруизма. Какие цели он при этом ставит?

Ни один из предложенных до сих пор рецептов спасения и гуманизации человечества не имел успеха. Ни политические организации — национальные и общемировые — ни образование, ни церковь не смогли предотвратить мировых войн, преодолеть несправедливость и преступность. «Завтра все взрослые могут стать докторами наук, а войны и преступления все равно будут продолжаться», — пишет Сорокин. То же самое можно сказать о коммунистических, капиталистических, научных и эстетико-художественных способах поддержания мира, если эти способы не подкреплены растущей альтруистичностью людей. Без возрастания бескорыстной, созидательной любви как основного мотива поведения, гармония между людьми и народами невозможна. О сущности и способах культивирования любви мы знаем мало. Та любовь, которая эпизодически встречается сегодня, напоминает кратковременные вспышки света. Эта любовь недостаточна для поддержания социального порядка, который продолжает держаться в основном на силе, материальных поощрениях и страхе перед наказанием. А эти «скрепы» легко рушатся при любых природных и социальных катаклизмах. Поэтому мы должны знать, как «производить любовь в изобилии», как ее накапливать в сердцах и как использовать. Если мы знаем, как это сделать, мы сможем превратить человечество в крепкую, дружную семью.

Получив финансовую поддержку от меценатов, Сорокин привлек опытных специалистов — психологов, медиков, историков — и развернул широкие исследования альтруистической любви и творческого поведения. Он изучал, например, жизненные истории христианских святых. Было составлено несколько сот биографий, в которых фиксировались происхождение, уровень образования, продолжительность жизни, состояние здоровья святых, их национальность, распределение по векам и регионам, пути, которыми они пришли к святости. Прослеживались изменения, которые произошли со святыми за двадцать столетий христианской эры. Эта перепись показала, в частности, что все святые отличались долголетием и крепким здоровьем. После XVII века «воспроизводство» святых резко упало и приблизилось к нулевой отметке в конце XIX — начале XX века.

Исследовались также группы добровольцев-альтруистов. Было показано, что с помощью знаний о любви и приемов воспитания, разработанных в йоге, буддизме, различными монашескими орденами, оказалось возможным резко снизить агрессивность и конфликтность в исследуемых группах и превратить отношения из враждебных в дружеские.

Важен был вывод о том, что духовно-нравственная устремленность человека способствует укреплению здоровья, а практика «добрых дел», бескорыстная помощь другим приводит к развитию внутренней духовности, ясности и силы мысли. Добро рождает добро, а зло рождает зло. Эта древняя мудрость полностью подтвердилась систематическими исследованиями.

Сорокин настаивал на том, что презрительно-ироническое отношение к проблемам любви со стороны «реальных политиков» — буржуазных либералов и марксистов — объясняется невежеством и низким уровнем их душевной организации. Исторические исследования показывают, что все великие религиозные и нравственные системы, которые легли в основание исторических цивилизаций, возникли и укрепились в результате возбуждения в сравнительно небольших человеческих группах мощных порывов любви и творческого энтузиазма.

Изучая причины появления таких групп, Сорокин формулирует свой «закон поляризации». В противовес фрейдовскому предположению, что бедствия и лишения непременно рождают агрессивность и старому представлению о том, что человек учится и облагораживается благодаря страданиям, Сорокин утверждает, что люди реагируют на страдания и преодолевают «фрустрацию» (психическую травму) в зависимости от типа личности. Либо подъемом творческих усилий (как Бетховен после наступления глухоты), либо альтруистическим «перевоплощением» (как Игнатий Лойола или Св.Павел). Это называется «позитивной поляризацией». Либо люди реагируют самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, циничным восприятием окружающего. Это «отрицательная поляризация». Такое расслоение в массовых масштабах происходит, когда катастрофы и фрустрации постигают большие группы людей. Одни становятся агрессивными, жесткими, склонными к прожиганию жизни, а другие—религиозными, альтруистичными и даже святыми. Огромное количество фактов подтверждает закон поляризации, проявления которого имели место в древнем Египте, Китае, Индии, Израиле.

Результатом исследований Центра был пересмотр господствовавших теорий личности и личностной интеграции. Одной из ошибок, укоренению которой способствовала мода на психоанализ и учение о «бессознательном», было, по мнению Сорокина, смешение двух присущих человеку, но совершенно противоположных «энергий» — одной, лежащей «ниже сознания», животно-инстинктивной, и другой, лежащей «выше» его, обозначаемой древними греками как «нус» (ум), отцами церкви как «дух» (пневма), современными учеными как «творческий порыв». Сорокин и его сотрудники сконструировали новую схему личности, состоящую из четырех «слоев»: биологического бессознательного, биологического сознания, социокультурного сознания и «сверхсознания». На самом нижнем и на самом верхнем уровнях отсутствует «эго», тогда как на уровне социокультурного сознания имеется столько разных «эго», сколько существует групп, в которых индивид состоит членом.

Если группы, с которыми связан индивид, находятся в дружеских отношениях, то все его «эго» и ценности также будут в гармонии друг с другом. Такой человек будет иметь душевное равновесие, твердые убеждения и последовательность в поступках. Если же группы противоположны по своим ценностям и требованиям, предъявляемым к личности, то все «эго» и ценности, отражающие связь с этими группами, также находятся в конфликте. Тогда человек страдает от внутреннего разлада, то впадая в апатию, то проникаясь легковерным энтузиазмом. Большая часть неврозов возникает, по Сорокину, в результате внутреннего напряжения и борьбы между различными «эго». «Прирожденные альтруисты», с раннего детства помещенные в среду гармоничных и альтруистических связей, в процессе жизни наращивают свой альтруизм. Люди, связанные с противоречивыми группами, нередко испытывают кризис, приводящий к перестройке их ценностных систем, —либо в сторону внутренней консолидации и утверждения духовности, либо в сторону полной дезинтеграции, зверства или самоубийства.

Таким образом, процесс социокультурного развития и процессы духовного развития личности тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь анализируется во многих работах Сорокина. Развитие теории культуры логически приводит к идее поступка, к этике и стратегии альтруистического поведения.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что может выступать в качестве оснований для типологии культуры?

2. Что такое типология культуры?

3. Какие идеи лежат в основе европейского Просвещения?

4. Каковы представления Гердера об организации всего мироздания?

5. Какие идеи составляют концепцию культуры по Гердеру?

6. Какие идеи составляют концепцию культуры по Руссо?

7. В чем смысл культуры по И.Канту?

8. Каковы представления Шиллера о культуре?

9. Какие идеи составляют концепцию культуры по Гегелю?

10.На каких идеях основывалась концепция эволюционизма?

11.В чем отличие концепции эволюционизма от концепции культуры просветителей?

12.Что такое культура по Тейлору?

13.На какие факты, общие для всех дописьменных культур, опирается Тэйлор, обосновывая эволюционную теорию культуры?

14.Каковы идеи, составляющие концепцию культуры по Тейлору?

15.Что является основанием для типологии культур в концепции О.Шпенглера?

16.Какие культурные типы выделяет О.Шпенглер?

17.Какие идеи лежат в основании концепции А.Тойнби?

18.Сравните концепции О.Шпенглера и А.Тойнби.

19.Какие современные цивилизации выделяет А.Тойнби?

20.Как Тойнби определяет, что такое пролетариат?

21.Какие основания для типологии культуры выдвигаются Н.Я.Данилевским?

22.Что такое культурно-исторический тип по Н.Данилевскому?

23.Какие типы культур выделяет П.Сорокин?

24.Что лежит в основе типологии культуры П.Сорокина?

25.Что такое закон поляризации по Сорокину?

26.В чем смысл концепции идеальных типов А.Вебера?

27.Какие периоды мировой истории выделяет К.Ясперс?

28.Что имел в виду К.Ясперс, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе?

29.Что явилось методологической основой этнопсихологической школы?

30.В чем состоит суть психоанализа?

31.Что такое культура по Фрейду?

32.Что такое сублимация?

33.Какова роль культуры в формировании механизмов защиты «бессознательного»?

34.Что такое «идентификация»?

35.Что такое «базовая личность» или «социальный характер»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: