1. Герменевтика как «гуманитарная философия»
2. Неопозитивизм как аналитическая философия
1. Среди множества направлений современной философии выделяется герменевтика.
Герменевтика происходит от греческого «истолковывать». В древнегреческой мифологии посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был истолковывать людям повеления богов, а богам сообщать о просьбах людей. Отсюда и берет свое название герменевтика.
Герменевтика – философское направление, разрабатывающее проблемы истолкования и понимания текстов.
Одним из родоначальников герменевтики был Фридрих Шлейермахер. Он задался вопросом: как возможно понимание? В своих размышлениях он пришел к мысли, что основой понимания является сходство и различие человеческих индивидуальностей. Действительно, все люди уникальны, и потому они различны. Но, помимо различий, они связаны общностью желаний, средств в их реализации, и в этом они сходны. Сходство и различие – это та данность, с которой необходимо считаться. Преодолевая различия и фокусируя внимание на общности, люди делают шаги к взаимопониманию.
|
|
Средой понимания выступает язык. Язык есть средство выражения, передачи и усвоения мысли или действия.
Любой человек двойственным образом связан с языком. С одной стороны, человек влияет на язык, с другой – язык влияет на человека. Поэтому искусство понимания – это двуединый процесс, который предполагает, во-первых, постижение своеобразия личности говорящего, во-вторых, уяснение языка, на котором идет общение. Отсюда видно, что понимание рассматривалось как единство индивидуальных и грамматических моментов.
Идеи, высказанные Шлейермахером, получили свое развитие в работах Ханса Георга Гадамера. Главный его труд - «Истина и метод» - вышел в свет в 1960 году. Познакомимся с некоторыми его идеями.
Занимаясь анализом языка, Гадамер пришел к мысли: «То, что дошло до нас на путях языкового предания, не просто осталось от прошлого, но было нам пере-дано...»[176]. Развивая данное положение, он писал: «Пере-данное в письменной форме современно любой современности. Здесь, следовательно, имеет место своеобразное сосуществование прошлого и настоящего, поскольку современное сознание имеет свободный доступ ко всему, что ему пере-дано письменно»[177]. Слово у Гадамера не просто принадлежит какой-то эпохе, являясь отзвуком прошлого. Слово есть всегда напряженная реальность настоящего. Сохраняя пыл прошлого, оно горит в пламени настоящего, сохраняя силу своего воздействия. В качестве примера можно взять слово «смерть». Оно использовалось тысячи лет назад и по сей день не потеряло своего значения. Стоит только его произнести, как в мозг впиваются десятки «игл» ассоциаций. Становится страшно. Слово берет человека в полон.
|
|
В своем труде Гадамер подробно проанализировал природу слова. Для него «слово – это не просто знак. В каком-то трудно постижимом смысле оно все же есть нечто вроде отображения»[178]. Подчас слово связано с тем предметом или явлением, которое оно отображает. Скажем, слово «гром». В нем слышатся раскаты, что-то грохочет, гремит, громыхает. Или слово «ручей». Стоит его произнести, как сразу слышится журчанье льющейся воды. Это, во-первых. Во-вторых, «слово всегда уже есть значение»[179]. Произнося слова, мы как бы извергаем из себя поток смыслов, значений. Явленное слово всегда есть нечто осмысленное. Поэтому нужно серьезно относиться к произносимым или написанным словам. В-третьих, «величайшее чудо языка не в том, что слово становится плотью и обретает внешнее бытие, но в том, что выходящее таким образом наружу и находящее себя во внешнем выражении, всегда уже есть слово»[180]. Действительно, человек живет в мире слов. Это тот мир, который он сам порождает самим фактом своего существования. Являя себя миру, человек дает миру слово о себе, своем состоянии, своих планах. Он являет миру слово, которое есть выражение его самого.
Человек порождает слово, живет словом, зависит от слова. Мир человека - это мир слов, а человек есть высказанное или невысказанное слово. Нужно научиться ценить слово. Услышанное и понятое слово – это услышанный и понятый человек. Об этом говорит герменевтика, на это указывали выдающиеся ее представители.
Таким образом, герменевтика – это одно из направлений философии, которое тесно связано с человеком. Человек живет в мире людей. Нужно научиться понимать людей.
Сказанное позволяет понять и то, почему герменевтику называют «гуманитарной философией». Она напрямую связана с человеком, с решением одной из важнейших задач его бытия – понимания другого. Ориентируя человека на серьезное отношение к слову, герменевтика тем самым создает необходимые предпосылки для достижения взаимопонимания и диалога между людьми.
2. Другим важным направлением в современной философии выступает неопозитивизм. Его истоки восходят к позитивизму.
Термин “позитивизм» происходит от латинского «позитивус» - положительный. Позитивизм – это направление в философии, ориентированное на достижение положительного знания.
Представители позитивизма считали, что философия увлекается вопросами, оторванными от жизни. Нужно поправить дело и сосредоточить свое внимание на всем позитивном, что есть в человеческом знании, что может помочь человеку.
Родоначальником позитивизма по праву является Огюст Конт. В своем труде “Курс позитивной философии» он изложил основные идеи позитивизма. Главное в его учении сводится к тому, что нужна «новая философия» которая должна создать теорию научного знания.
Дальнейшим развитием позитивизма стал неопозитивизм. Он «начал складываться во втором десятилетии ХХ в., окончательно оформился в 20-е годы»[181].
«Если выразить в двух словах суть неопозитивизма, то надо сказать, что специфика неопозитивизма состоит в том, что философия понимается как анализ языка, что философские проблемы рассматриваются как языковые проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык науки, в других – обыденный разговорный язык» [182]. Мы остановимся более подробнее на рассмотрении второго варианта.
Анализ разговорного языка был проведен в работах Людвига Витгенштейна. В них он пришел к выводу, что научный язык заформализован и оторван от реальности. Более того, он околдовывает людей фальшью языка. Лишь живая обыденная речь способна «схватить» все богатство проявлений жизни.
|
|
Развивая данное положение, Витгенштейн разработал теорию «семейных сходств». Ее суть можно выразить одной фразой: значение слова есть его использование в языке. Под использованием понимался принятый способ употребления слов, их значение.
Изучая разговорную речь, Витгенштейн пришел к выводу, что все конфликты – межличностные, семейные и т. д. – возникают на почве неправильного употребления и сочетания слов. Поэтому, считал философ, нужно научиться правильно использовать слова. Мысль простая, но очень верная. «Слово зовет нас к ответу»[183]. Оно несет в себе строго определенный смысл. Произнося слово, мы как бы «извергаем из себя» поток смыслов. Другой человек реагирует на них и зачастую приходит в негодование. Исключите слова агрессии, вражды, ненависти и оскорбления, рекомендовал философ, и мир станет чище, лучше, спокойнее, радостнее.
Эта мысль уходит своими корнями в глубокое прошлое. Так, в христианской традиции на нее уже обращалось внимание. В Послании апостола Иакова о злоречье сказано: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык - огонь, прикраса неправды... это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда... Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?»[184]. Этот риторический вопрос обращен ко всем нам. Если бы люди контролировали свои слова, то многих конфликтов можно было бы избежать. Почему бы не попробовать это сделать?!
Пристальное внимание к слову, выяснение его роли в жизни людей – безусловная заслуга неопозитивизма. Он не только обратил внимание на значение слова, но и способствовал новым разработкам в этом направлении.
Слово стало полагаться как многофункциональное образование. Оно выполняет прежде всего информационную функцию. С помощью слова передается и сохраняется информация. Кроме того, слово выполняет познавательную функцию. В слове и через слово человек познает тот мир, в котором живет. Затем следует отметить регулятивную функцию. Слово регулирует поведение людей, оно указывает на порядок действий и их характер. Далее. Слово выполняет коммуникативную функцию. Оно является средством и средой общения людей. Между тем слово помогает приспособиться, приноровиться к человеку, обеспечивая выполнение адаптивной функции. Слово объединяет, сплачивает людей, тем самым выполняя интегративную функцию. Кроме того, оно вселяет в людей уверенность и надежду, выполняя компенсаторскую функцию. Слово есть дело. Сказанное слово есть сделанное дело. Поэтому важно отметить праксеологическую функцию, указывающую на практическую значимость сказанного. Вместе с тем слово есть ценность. В слове «схватывается» и через слово выражается ценностный пласт человеческой жизни. В силу этого слово выполняет и аксиологическую, или ценностную функцию. Наконец, слово творит мир. Оно создает, упорядочивает и меняет среду существования человека и его самого, выполняя креативную функцию.
|
|
Сказанное лишний раз подчеркивает важность слова в жизни людей. Для понимания этой очевидной истины многое сделали представители неопозитивизма, которые акцентировали внимание на проблемах языка. Современная философия аккумулирует это знание.