7.1. Саморазрешение конфликтов как стратегия разрешения конфликта.
7.2. Формы и методы разрешения конфликтов между подчиненными.
7.1. Саморазрешение конфликтов как стратегия разрешения конфликта.
Управление конфликтом осуществляется путем решения двух основных проблем: предупреждение возникновения конфликтов и их конструктивного решения, если передконфликтную ситуацию не конфликтным путем уже решить невозможно.
Главным образом, объектом управления является не конфликт, а противоречия, что было его причиной. Поэтому наиболее эффективным средством воздействия на конфликт считается такое решение ситуации, которое удовлетворяло бы все стороны.
Выделяют две причины, затрудняющие четкое разграничение средств профилактики и средств разрешения конфликтов: первая из них связана с тем, что в основе предконфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия лежит одно и то же противоречие, способы решения которого хотя и различаются на разных его стадиях, но имеют много общего. Вторая причина заключается в том, что конфликтология - наука, развивающаяся и много проблем относительно способов конструктивного разрешения конфликтов еще далеки от полного разрешения.
|
|
Одной из важнейших стратегий саморазрешения конфликтов является эффективное управление ими в направлении конфликта в нужное русло. Такая тактика требует определенных действий.
Во-первых, ЭТО МИНИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГОЙ СТОРОНОЙ. Если вы сведете к минимуму общение с человеком, который в настоящий момент является вашим противником, минимизируете визуальный контакт с индивидом, то это будет способствовать снижению остроты конфликта. Последнее может оказаться условием или предпосылкой последующего разрешения конфликта. Психологический смысл минимизации взаимодействия с другой стороной в том, что заметное уменьшение непосредственного воздействия на психику человека объекта, который вызвал раздражение, приводит к постепенному снижению интенсивности отрицательных эмоций, переживаемых по отношению к противнику. Возведение же к минимуму отрицательных эмоций есть важнейшим условием конструктивного решения любых конфликтов (вы или другая сторона по собственному желанию переходит в другой отдел на другую работу, в другую организацию и т.д. с тем, чтобы не вступать во взаимодействие со своим противником). Это радикальные меры, поэтому рекомендуется использовать такую тактику осторожно. В то же время, считается, что она бывает достаточно эффективной.
Во-вторых, - ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР С ДРУГОЙ СТОРОНОЙ. Это считается достаточно редкой, но весьма эффективной тактикой снятия напряжения в отношениях между людьми и при разрешении конфликта. Это средство используется не очень часто по двум причинам.
|
|
1. Это сложность грамотного построения такого разговора, неумение многих руководителей выбрать психологически оправданную тактику ведения неприятного диалога.
2. Это достаточно низкая общая культура общения людей, их социального взаимодействия. Мешает и то, что, установка, сформировавшаяся у многих людей: открытым путем ничего нельзя добиться.
Для того, чтобы открытый разговор с участником конфликта - оппонентом - с целью его решения оказался результативным, целесообразно построить диалог по определенной логике, которая бы учитывала психологию общения и особенности состояния людей в процессе конфликтного взаимодействия (чего ждет оппонент, на что надеется, что может ослабить негативные эмоции и т.п.).
Один из вариантов логики построения открытой беседы можно представить следующим образом. В нем формируется основное содержание каждого этапа беседы, их главный смысл. Конкретная форма словесного выражения этого смысла должна выбираться вами самостоятельно в зависимости от характера конфликтной ситуации, индивидуально-психологических особенностей собеседника, других обстоятельств. Последовательность в беседе может быть такой:
1) "Этот конфликт нам обоим невыгоден" (это действительно так, потому что долгий срок и интенсивность конфликта деструктивной направленности, как правило никому не выгоден, даже если позиция одной из конфликтующих сторон достаточно сильна).
2) "Я предлагаю данный конфликт прекратить" (после такого заявления собеседник может и не поверить в благородные намерения. Для того, чтобы убедить его, что вы действительно хотите решить конфликт, необходимо сделать два следующих шага).
3) Признайте свои ошибки, которые уже были допущены в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас ничего не стоит). Скажите, в чем вы себя считаете неправым. Прямо или косвенно продемонстрируйте свое раскаяние.
4) Сделайте уступки оппоненту, где это возможно, т.е. в том, что в данном конфликте не является для вас главным (в любом конфликте всегда возможно найти несколько второстепенных моментов, отдельных мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных для вас вещах).
5) Выскажите ваши пожелания об уступке, необходимые со стороны оппонента (они, естественно, касаются ваших основных интересов в данном конфликте)
6) Спокойно, без отрицательных эмоций обсудите взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректируйте их.
7) Если вам удалось договориться, то скажите, что считаете конфликт исчерпанным. В противном случае не создавайте психологический тупик, оценил беседу как неудачную. Даже в этом случае не расставайтесь с собеседником как с врагом, всегда оставляйте шанс продолжить разговор. Рекомендуют строить примерно такую речь: "Ну что ж, пока мы не пришли к соглашению. Но я думаю, что теперь каждые из нас лучше понимает суть противоречий, позиции сторон. Давайте еще подумаем, как решить проблему, и вернемся к разговору через 2-3 дня. Ведь вы прекрасно понимаете, что безвыходных ситуаций не существует. Если мы оба захотим, то мы решим проблему ".
К достоинствам открытого разговора как тактики решения конфликта следует отнести его экономичность (минимальные затраты), оперативность и достаточно высокую результативность. Даже в том случае, если с его помощью не удается разрешить конфликт, он помогает уяснить позиции другой стороны, понять его интересы в конфликте.
Важным условием полезности такого разговора является исключение любых проявлений сторонами негативных эмоций по отношению друг к другу. НЕ раздражайтесь в процессе беседы по отношению к оппоненту, если вы действительно хотите конструктивно разрешить противоречия.
|
|
В-третьих, - ОДНОСТОРОННЯЯ УСТУПКА НЕ В ГЛАВНОМ ДЛЯ ВАС, как предложение разрешить конфликт. Уступка может быть либо вынужденной, если в процессе борьбы проявилось явное преимущество вашего оппонента в силе, или добровольной. Вынужденное прекращение противоборства, основанного на понимании его бесперспективности, часто приводит к разрешению конфликта в пользу более сильной стороны либо к снижению его интенсивности.
Добровольная односторонняя уступка другой стороне в том, что вы считаете для себя не главным, но предполагаете, что это имеет значение для оппонента, несет в себе следующий психологический смысл. По вашему, оппонент может сделать уступку и вам, и это положит начало решению конфликтной ситуации. Если делать уступку, то важно добиться правильного понимания ее содержания другой стороной. Она должна понять, что эта уступка - не проявление вашей слабости, а предложение разрешить конфликт.